Поэма Penthouse Pets
для того чтобы попасть в бассейн нужно пройти под полотном широкой дороги на бетонных стенах тоннеля огромные разноцветные граффити выполненные по заказу муниципалитета профессиональными художниками чтобы парни и девушки из студенческих общежитий не рисовали здесь что попало и они больше здесь не рисуют своё отношение к этой акции они выразили короткой надписью сделанной чёрной краской культура граффити изнасилована в июле бассейн работает по сокращённому графику посетителей почти нет на первой дорожке три юные девушки и один мужчина он стоит в воде держась за поручни лестницы и глубоко дышит он так толст что взгляд приклеивается к нему на третьей дорожке двое парней плывут мощным брассом друг за другом я прикидываю сколько взмахов им нужно сделать чтобы проплыть эти полсотни метров средняя дорожка свободна средняя дорожка это как раз для меня средний рост средние способности средний достаток увы я знаю мне никогда не перебраться на быструю дорожку не могу понять в чём дело что не так слабый удар ногами или неправильный гребок надо будет взять несколько уроков у профессионала впрочем зачем мне и здесь хорошо музыки сегодня нет тишина горит половина ламп дежурные куда-то ушли никто не следит за посетителями можно плавать хоть до закрытия у белой стены столик и два пустых кресла я вспоминаю роман Кундеры самое начало сцена в спортивном клубе женщина лет шестидесяти выходит из бассейна улыбается и машет рукой инструктору её улыбке и жесту лет двадцать не больше пишет автор какой-то частью своего существа мы все живём вне времени добавляет он это всё что я помню странно от произведений Кундеры у меня в голове ничего не остаётся кроме нескольких фраз а ведь он известный писатель вспоминаю ещё фильм «Синий» знаменитый фильм но помню из него тоже немного только Жюльетт Бинош плавающую в пустом зале до изнеможения её героиня внутренне мертва потому что её муж и дочь погибли в автокатастрофе и она умерла вместе с ними она думает лишь о мёртвых она не способна вернуться к жизни но в конце всё-таки возвращается музыка её мужа пробуждает в ней желание жить это всё что я помню из фильма усталое дыхание Бинош и сюжет и ещё голубую воду бассейна где она плавает вода символ жизни я вглядываюсь в окружающую меня воду она ничем не отличается от той что снимал Кеслёвский такая же голубая и прозрачная опускаю взгляд и вижу на дне широкую чёрную линию проведённую посередине дорожки по этой линии вероятно ориентируются пловцы на соревнованиях мне сразу приходит на ум сравнение оно напрашивается само собой эта чёрная линия в голубой воде линия судьбы линия смерти полоса заканчивается в нескольких метрах от края бассейна короткой поперечной чертой тоже символ и тоже удачный вам как бы говорят плавание закончилось конец дистанции смерть притаилась в глубине жизни она прячется там с первого дня странно что Кеслёвский не использовал этот выразительный образ но ведь он хотел показать возрождение всё равно он мог бы использовать этот символ ведь такие чёрные линии по-видимому есть в каждом бассейне чёрная линия настраивает на философский лад я размышляю о смерти вернее о том что стало с представлением о смерти в нашей культуре у нас есть идея правильной жизни но где идея правильной смерти идея которая позволяла бы живым оставаться живыми а мёртвым оставаться мёртвыми и не терзать живых такой идеи нет всё сводится к детской вере в то что доплыв до края дорожки ты поворачиваешь обратно или выбираешься из воды в любом случае ты не умираешь по-настоящему либо перевоплощение либо вечная жизнь такая вот вера в начале двадцать первого века а если ты считаешь что ничего подобного не происходит что в конце ты просто тонешь и чёрная полоса увлекает тебя на дно словно чёрная звезда или щупальце какой-то ужасной подводной твари если ты так считаешь то оказываешься без всякого плана жизни и умирания один на один с водой и чёрной линией заканчивающейся за несколько метров до края бассейна поперечной чёрной чертой мышцу левой ноги сводит судорога я хватаюсь за пластмассовые кольца разделяющие дорожки отчего бывают судороги доктор от недостатка магния оттого что мышцы не растянуты или не разогреты растирая ногу я вспоминаю фантастический по напряжению матч Энди Роддика и Юнеса Эль-Айнауи в конце пятого сета юный американец едва мог ходить он резко сгибался от острой боли и хватался за мышцы бедра выиграл он этот матч или нет не помню а следовало бы если выиграл он герой сводит и правую пожалуй придётся вылезать до закрытия бассейна ещё час но других посетителей нет толстяк и оба спортсмена уже в душевой я удивлённо разглядываю гениталии толстяка они такие крохотные их едва видно под его огромным раздувшимся словно рекламный шар животом размеры живота и того что под животом не связаны отношением прямой зависимости я это знал и раньше но никогда ещё свидетельство не было таким убедительным а вот пловцам-спортсменам стесняться нечего впрочем и толстяк не стесняется может быть ему не до этого ведь это непросто ходить с таким животом я думаю о беременных вот бедняжки мои мысли бегут дальше я думаю о женских гениталиях они так же разнообразны как и мужские в этом я убедился на собственном опыте а также просматривая по ночам на канале TV1000 принадлежащем какой-то шведской компании эротические фильмы Penthouse Pets где очень ухоженные и миловидные никакого сравнения с Adult Channel красотки медленно обнажаются нежно лаская себя и принимая самые замысловатые положения чтобы показать миллионам зрителей по обе стороны Атлантики что находится у них между ног зрелище поначалу захватывает но через несколько ночей приедается и всё же факт остаётся фактом женские гениталии столь же разнообразны по форме и величине как и мужские размышляя об этом я забываю что нуждаюсь в плане жизни и умирания без которого жизнь и смерть превращаются во что-то аморфное бесчеловечное забываю ещё и потому что уверен мне никогда не найти подобного плана ведь я не герой какой из меня философ если интеллектуалы двух полушарий не могут предложить мне такого плана то значит его у меня и не будет моей жизни никогда не обрести направления и смерть будет всегда представляться мне широкой чёрной чертой с поперечиной на конце и только я выхожу из бассейна спускаюсь в подземный переход с надписью культура граффити изнасилована поднимаюсь по ступенькам на другой стороне дороги переезжаю на троллейбусе через мост и иду в обратном направлении к Музею зарубежного искусства где сегодня по случаю юбилея четыреста лет со дня рождения выставлены офорты Рембрандта выставлены всего на шесть часов с 11 до 17 потому что старая графика чувствительна к свету и в следующий раз офорты можно будет увидеть лет через десять а то и больше в маленьком зальчике лишь пара пожилых туристов из Нидерландов офорты размещены на витрине под стеклом пять с одной стороны и шесть с другой я долго рассматриваю автопортрет художника и портрет Томаса Харинга на автопортрете изображён молодой человек с твёрдым и даже несколько вызывающим взглядом Харинг трогает своим благородно-меланхолическим видом глядя на эти портреты я думаю что у Рембрандта и Харинга был план жизни и умирания план который позволил им правильно жить и правильно умереть но с тех пор прошло триста пятьдесят лет и теперь этот план нелеп как и любой другой план кроме быть может того что предлагает Penthouse со своими восхитительно ухоженными pets всё остальное испарения прошлых веков кто объяснит мне думаю я почему переводить каммингса более разумное занятие для человека моего да и любого другого возраста чем смотреть на этих красоток почему полёт на космическом челноке более достойное занятие чем в конце концов думаю я ведь так или приблизительно так изображал Рай Иероним Босх 56°6' северной широты
через Ратушную площадь и Двор Конвента бросая мимоходом взгляды на витрины антикварных магазинов и магазинчиков книги янтарь резные украшения и вот уже улица Вагнера а ничего примечательного в голову не пришло час который можно назвать дневным или вечерним рассеянный свет отсутствие тени безуспешные попытки зацепить себя изнутри и вытащить словно глубоководную рыбу все крючки без наживки удача покинула рыболова обескураженный он спешит к искусственному водоёму заселённому животными разных родов и размеров их можно трогать руками заглядывать им в глаза расправлять плавники они божественно неподвижны и молчаливы как бог ничто не шевелится в глубине воздух вода превратились в кварц или сурик ты можешь развлечься за чашкой эспрессо вспоминая названия минералов но ничто не заставит их говорить или слушать рождественские мелодии запах горячего кофе и шоколада свечи на прилавке медлительный день Танги его же сумрачный сад сорок четвёртый год Матты дети испугавшиеся маленького соловья а вот и Гарри в правой руке метла в левой рыжеватые «Дары смерти» он стоит прислонившись спиной к высокому фикусу он здесь вместо Санты вместо волхвов с их дарами после короткой паузы «зелёные рукава» сменяются «джингл беллз» «обращаясь то к низовым пластам языка персонажам и образам дна то к вершинам мировой культуры автор создаёт убедительную модель мышления и чувствования постсоветского подпольного интеллигента» удача откровение милость как всегда неожиданны и требуется некоторое время чтобы проникнуть в смысл фразы обдумать каждое слово и проследить тайные значения но когда это сделано всё оживает колышутся листья раскрываются рты и на поверхности и в глубине там и тут рождаются вихри водовороты очнувшийся Гарри Поттер снимает и протирает свои очки благая весть в год две тысячи седьмой от РХ ещё можно мыслить чувствовать говорить что-то убедительное быть подпольным постсоветским интеллигентом а это конечно лучше чем остаться без определения это замечательно прокладывать штольни взбираться на кручи почему бы и мне не попробовать вот они мои инструменты моё снаряжение знание жизни и эрудиция но стоит перелистнуть страницу и всё умирает всё становится ещё мертвее чем было звёзды гаснут глаза Гарри тускнеют его метла становится лёгкой и плоской словно кусок картона скрипачка у входа делает перерыв постсоветский подпольный интеллигент прост как недовольство погодой песенка «новой волны» или использованный талон на поездку в трамвае я выхожу на улицу в начале декабря темнеет рано Рига на широте Ольборга и Данди севернее одни только скандинавы как им живётся среди снегов а там в глубине похоже воцарилась вечная ночь
|