|
Города России
Страны мира
|
|
|
|
Елена Казанцева |
Поэты и этажи
Концерт из детских, полудетских и крепленых стихотворений
|
Елена Казанцева. Концерт (в двух отделениях): Стихотворения. СПб.: Вита Нова, 2002. 158 с. Варварская лира.
Стихотворения бывают детские, полудетские и крепленые. А бывают стихи под гитару. Слушать их приятно, а читать чаще всего просто невозможно. Елена Казанцева тоже поет, поет хорошо, завоевывает какие-то там призы и считается известным бардом. Да только стихи она пишет первых трех сортов: детские, полудетские и крепленые. Но издана в бардовской серии, да и перед товарищами, наверное, неудобно, вот она и маскирует книгу стихов под сборник песен. И называется книжка «Концерт». И подзаголовок у нее: «В двух отделениях». И даже краткие вступления типично концертные предваряют почти каждое стихотворение. Бесполезно. Сколько ни читай и ни пой с эстрады хорошие стихи, они не перестанут быть стихами. «Я не вымыла посуду. / Я и завтра мыть не буду. / К черту всякие дела! / Умерла так умерла». Это, если следовать выбранной терминологии, скорее всего полудетское. А вот, к примеру, детское: «У меня замерзли ноги, / я их кошке под живот. / Были б кошки недотроги, / что б с ногами было? Вот!». Второй ряд русской поэзии Лебядкин, Хармс, Олейников, Глазков, Холин, Григорьев, список можно длить очень долго. Вот только женских имен в нем нет. Женщины-поэты попадают или в мейнстрим, к главной кормушке русской поэзии, где Ахматова и Цветаева, или уж в ряд третий или четвертый, а то и в пятый к «несправедливо забытым». А ведь упомянутый второй ряд и так самый лучший. А уж быть там единственной (или почти единственной) женщиной и вовсе что-то запредельное. И дело тут не в так называемом юморе, тотальной иронии, дело в отношении к мейнстриму и читателю. Мейнстрим для антологий, для филологов, для памятников и премий, но не для человека. Только по-настоящему гениальных авторов из мейнстрима уровня в самом деле Ахматовой или Пушкина можно читать для себя, для личного пользования. С пользой для здоровья и душевного равновесия. «Мне любить все равно кого / каждый смертный любви достоин. / Я бы выбрала одного, / но один для меня не воин». А это уже, как нетрудно догадаться, крепленое. Насчет авторской песни. Она тоже формирует правильное отношение к великой русской поэзии. Скучное слушать не будут. Но вот чтобы было и не скучно, и по-настоящему хорошо это уже удел немногих. И тут уже не до шуток. «Не хватит сил, и я с балкона / однажды прыгну навсегда, / чтобы с ночного небосклона / в меня не целилась звезда / и не пугала дальним светом, / быть может, мертвая уже... / Я б не хотела: быть поэтом / и жить на первом этаже». Поэты никогда не живут на первом этаже. Потому что, даже если они вывалятся случайно из окошка полуподвала, все равно разобьются. Или полетят, что в принципе одно и то же, ибо любой полет сами знаете чем заканчивается. А вообще-то поэты обычно живут на предпоследнем этаже. Чтобы всех видеть (эпическая поэзия), но и чтобы соседи сверху могли время от времени заливать (лирика). Впрочем, хороший поэт он на любом этаже поэт. Даже на втором. Кстати, в серии «Варварская лира», где напечатана Казанцева, вышло уже немало книжек бардов, в том числе бардов довольно известных. Но бардов ведь не то что читать, их и слушать-то не всегда хочется, а Казанцева случай особый.
|
|
|
 |
 |
Герои публикации:
Персоналии:
27.11.2024
Канат Омар о языковой самоидентификации, петербургских литературных встречах, поэтах Казахстана и поэме «Зрачок замёрзшей». Беседовал Владимир Коркунов
06.12.2022
Михаил Перепёлкин
28.03.2022
Предисловие
Дмитрий Кузьмин
13.01.2022
Беседа с Владимиром Орловым
22.08.2021
Презентация новых книг Дмитрия Кузьмина и Валерия Леденёва
Владимир Коркунов
25.05.2021
О современной русскоязычной поэзии Казахстана
Павел Банников
01.06.2020
Предисловие к книге Георгия Генниса
Лев Оборин
29.05.2020
Беседа с Андреем Гришаевым
26.05.2020
Марина Кулакова
28.12.2019
Дмитрий Кузьмин
|
|
|