Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Весь мир

Страны и регионы

Узбекистан

к списку персоналий напечатать
Шамшад Абдуллаев выступает в клубе ''Авторник''. Москва, 17.04.2001.
Шамшад Абдуллаев
поэт, прозаик, эссеист
Родился 1 ноября 1957 года

Фото: Дмитрий Кузьмин, 2001

Визитная карточка
РОМАН

Тварь без прочных чувств. Так лучше.
На белой веранде, засиженной мухами,
она держит венозную бечевку
                                    под утро в левой руке
и думает о зряшном искрении минут
(покамест мужчина рассуждает с другом
ни о чем), ведь он боится
жить, и пальцы пеклись о покое,
распуская нить за нитью,
будто стерлись стигматы после терпких имен.
Рутинная топь выросла на пути его,
но медлит зной,
и мы закопали мертвых. Он счастлив,
когда пуст, и пьет чай,
озирая с балкона гниющий простор,
и беседует с гостем, хотя
внутри обоих сверлит:
                            "сегодня ли, завтра?" У них
всякая женщина вместо могилы на время.
Он смеется,
вглядываясь в мужском лицедействе
                            в снимки охотничьих псов,
разметающих мирно песочный помол
                                            в солнечной пене.
Кто уцелевший? Потом. Без пользы
качнулся базилик, и множится летняя мощь
от бликующих ваз.


Биография

Живет в Фергане. Окончил филологический факультет Ферганского педагогического института. Работал в издательстве «Ёш гвардия» (Ташкент) и в сценарной мастерской киностудии «Узбекфильм», возглавлял киноклуб в Фергане. Публиковался с 1978 г. как эссеист и переводчик. В 1988 г. составил напечатанный в Ташкенте альманах «Молодость» с произведениями Д. А. Пригова, А. Парщикова, А. Драгомощенко и др. В 1991—1995 гг. заведовал отделом поэзии журнала «Звезда Востока», определяя нацеленность издания на диалог культур, модернистское письмо западных и новейших русских авторов. Лидер «ферганской школы» русской поэзии (Хамдам Закиров, Даниил Кислов, Ольга Гребенникова и др.). Премия Андрея Белого (1994), Русская премия (2006 — первой степени, 2013 — второй степени), стипендия DAAD (2010), премия-стипендия Фонда Иосифа Бродского (2015). Премия «Глобус» журнала «Знамя» и ВГБИЛ за произведение, способствующее сближению народов и культур (1998, за эссеистику).
Прямая речь

Пока единственно честной структурой, провоцирующей нас открыто и "на равных" вести диалог с окружающей действительностью, мне представляется верлибр, такой многообразный, дробящийся, непредсказуемый. В тексте-верлибре мы соприкасаемся с чем-то таким, что, в сущности, и не требует понимания, а лишь спокойствия и терпимости, какие мы проявляем чаще к повседневным событиям и деталям физической реальности. Есть вещи абсолютно непонятные, но они воздействуют на тебя значительно сильнее, чем те предметы и явления, которые ты способен уловить и осмыслить. (Вот чрезвычайно любопытный пример, уточняющий мою мысль: в своей книге, изданной за рубежом, Андрей Тарковский вспоминает письмо простой женщины, работницы фабрики; она писала ему: "...я не в силах объяснить фильм "Зеркало", так как я живу внутри этой картины".) Такое непрерывное колебание между двумя крайностями, между эмоциональной определенностью и логической неразгаданностью, между ясностью, доступностью выразительных языковых средств и темнотой, непроницаемостью содержания, позволяет поэту достичь редкого напряжения и эффектности образа. Причем желательно, чтобы подобный союз двух вроде бы несоединимых тенденций встречался – в период работы над стихотворением – на всех участках творческого процесса, начиная с личности самого автора (как считал Элиот, поэт в наши дни отличается тем, что он "примитивнее и одновременно цивилизованнее, чем его современники") до интонационного решения, в котором слиты в единую, нескончаемую вибрацию эпический простор и тихий интимизм. Другое важное качество, сообщающее стихотворению неожиданную достоверность и сиюминутность, – это открытость изображения; я имею в виду отсутствие какой-либо одинаковой знаковости (кроме той, ускользающей, что заложена в самой жизни) или системы символов, пусть даже санкционированных традицией и укоренившихся в читательском восприятии.

Предложный падеж

Деперсонализация оказывается неизбежным следствием атлетического отношения к вещам и явлениям, которое демонстрирует в стихотворении “Приближение окраин” Шамшад Абдуллаев. Фрагменты реальности и даже абстрактные культурные коды предстают обретающими тело, уплотненными, не затронутыми сознанием. Они единичны, неопределенны и выглядят не до конца воплотившимися. Наблюдатель, чье сознание пребывает “на стороне вещей”, ощущает становление предметов. Он проникает в область предсуществования вещей, которая не имеет ничего общего с платоновским царством идей. Это первозданная энергия, лежащая в основе мира, концентрированная пустота, чистая атмосфера, напряженное звучащее молчание. Вещь для Шамшада Абдуллаева оказывается формой пустоты, своего рода обросшим плотью вакуумом. Пустота рождает одну форму за другой, пребывая в них и претерпевая непредсказуемые метаморфозы.

Андрей Аствацатуров. Метафизика предместья.
// Новое литературное обозрение, 2003, №62


Рассказы Абдуллаева — не внешнее действие, но пребывание — на площади, на берегу реки, за столом, у постели. Неподвижность — проклятие, но и возможность пристального взгляда. Безразличие освобождает «от поступков для виду, от послушания и страха... Остается благодарить воздух за ниспосланные нам скуку и столбняк, умеряющие личные претензии и причуды». Почувствовать покой как до предела сжатую пружину. Обострить восприятие каждого объекта, каждого движения. «Напряжение и глубь достигаются небрежной замедленностью, задержкой на побочной детали». Четкость каждого предмета при вязкости речи. «Внизу, в ста шагах от мужчин, алели сарай, конюшня и фермерский дом, прямые и замкнутые, прописанные четко и врозь невидимой кистью, как три чашки, сдвинутые в сторону после долгого завтрака: свет». Детали очень точны, но общий взгляд отстранен, и в результате появляется ощущение ирреальности происходящего, точнее, происходящее существует, но имеет значение воспоминания или сна.

Александр Уланов. Разделяющий свет.
// Знамя, 2001, №5
Библиография
Окраина
Ташкент: Ёш гвардия, 1987. — В конволюте.

Промежуток
Предисл. В. Кондратьева. — СПб.: Митин журнал — Северо-Запад, 1992. — 36 с.

СПб.: Митин журнал — Ривьера, 1997. — 46 с.

Двойной полдень
Рассказы, эссе. — СПб.: Борей-Арт, 2000. — 250 с.
Предисл. А. Скидана. — М.: Новое литературное обозрение, 2003. — 144 с. — Серия "Поэзия русской диаспоры".

М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2012. — 152 с. — Серия "Воздух. Малая проза"

Приближение окраин
Стихи. Эссе. — Предисл. А. Уланова. — М.: Новое литературное обозрение, 2013. — 160 с.

О нём пишут

Поэтика зазора в текстах Ш. Абдуллаева, А. Драгомощенко, А. Уланова
Галина Заломкина

Галина Заломкина

Шамшад Абдуллаев. Припоминающееся место. — М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2012.
Галина Ермошина

Дмитрий Бавильский

Проза, которая вглядывается в необязательные события
Александр Уланов

Тексты на сайте

Воздух, 2016, №3-4

Воздух, 2016, №1

Воздух, 2015, №1-2

Воздух, 2014, №1

Воздух, 2011, №4



Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2017 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования

Хорошая гувернантка москва для вашего сайта



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service