|
|
|
|
Юрий Колкер
поэт, критик
Родился 14 марта 1946 года
Фото: Дмитрий Беляков, 1997
|
|
Визитная карточка
|
Молодость склонна к эпосу – значит, к утрате, К долгой разлуке, к неутолённой любви. Троя – вот её нерв: там Зевс на подхвате, Стройный сюжет, замешанный на крови.
Самоубийство ей кажется сильным ходом – Правда, всё реже: всё-таки век не тот. Скучно с милой квитаться или с народом, Зная: Олимп и бровью не поведёт.
Помню, бродил я по городу днём погожим, Ссору лелея и втайне собой гордясь, А Каллиопа, дряхлея, врала: – Отложим! Выдюжим, лишь бы пряжа не порвалась.
Молодость мнит, в закон возвышая частность, На поколенья вперёд закупить места. Биологическая целесообразность – Вот её неподсудная правота.
Если бы старость могла, а молодость знала!.. Впрочем, формулу можно и развернуть: В чём-то ведь правду гречанка мне нашептала: Лишь к тридцати мы умеем подковы гнуть,
Лишь к сорока сообщается нам дорога... Кто в Лабиринте шишек успел набить – Тот, поостыв, человека, страну и Бога Только взаимной любовью готов любить.
|
Биография
Закончил физико-механический факультет Политехнического института. Защитил кандидатскую диссертацию по математической биологии. Попытки эмигрировать привели к исключению из советской научной жизни: работал оператором газовой котельной, публиковался в самиздате, редактировал самиздатский Ленинградский Еврейский Альманах. С 1984 г. в Израиле, с 1989 г. в Лондоне. Работает на Би-Би-Си.
|
Прямая речь
Мы можем обойтись без поэзии, сложившей с себя дело совести, — но делаем вид, что она необходима нам, и покорно принимаем на веру суждения знатоков, часто ангажированных и небескорыстных. Выход один: назвать вещи своими именами, признать, что король гол — и сознательно взять на себя аскезу традиционализма. Бунт, идущий от романтиков, изжил себя до конца и более не плодотворен; разбойник давно перестал быть благородным. Путь самоутверждения через отрицание пройден целиком: от Байрона и Шелли — до Кручёныха, с его дыр-бул-щилом — и с его столь же беспомощными современными последователями. Искусство не вернет себе прежнего места в нашей жизни, если мы будет поощрять художника играть, а не жить, — казаться, а не быть. Консервативная эстетика аскетична и обращена в будущее. Она отстраняет языческое божество, именуемое духом времени и сулящее сиюминутный успех. Тем самым она не оставляет места мании величия. Наконец, она закрепляет за художником страдательную позицию, которая есть тяга к красоте и совершенству, лежащим за пределами досягаемости. Отказ от такого идеала Владимир Соловьев назвал величайшей изменой художника своему назначению.
|
Предложный падеж
Тотальная ироничность постмодернизма, всецелостная преданность игре, не предполагающей никакой объективности за границами текста, замешена на этом мальчишеском страхе показаться смешным. Подобного комплекса не избежал даже Бродский, постоянно рефлектирующий и прикрывающийся в своих стихах нарочитой интеллигентской грубостью или полунасмешливыми оборотами, настойчиво «снижающими» тему. Кстати, он таким образом пытается еще компенсировать откровенную романтичность своей лирики. Этого рода компенсации Колкеру не нужны, он — не романтик. Но важнее другое: автор «Ветилуи» имеет мужество «подставиться», он не боится выглядеть смешным и уязвимым. Но, видит Бог, мы погибнем (уж во всяком случае, эстетически погибнем), если окажемся неспособными на подобное мужество.
|
Библиография |
Иерусалим, 1985.
Иерусалим, 1987.
М., 1991.
СПб.: Советский писатель, 1993. — 104 с.
|
СПб.: Геликон Плюс, 2000. — 104 с.
СПб.: РИО «СПб ГИПТ», 2006. — 120 с.
|
|
|
|
|
О нём пишут
Андрей Василевский
Юрий Колкер. Ветилуя. — СПб.: Геликон Плюс, 2000.
Наум Басовский
Юрий Колкер. Ветилуя. Стихи, написанные в Англии. — СПб., 2000.
Алексей Машевский
Тексты на сайте
Освобождённый Улисс, Современная русская поэзия за пределами России
Стихотворение
Освобождённый Улисс— 2004
Творческий итог поэта Александра Житинского
Сайт Юрия Колкера— Нева, 2001, №12
|
|