|
|
|
 |
Алексей Парщиков
поэт
24 мая 1954 3 апреля 2009
Фото: Александр Тягны-Рядно, 2004
|
|
Визитная карточка
|
ЭЛЕГИЯ
О, как чистокровен под утро гранитный карьер в тот час, когда я вдоль реки совершаю прогулки, когда после игрищ ночных вылезают наверх из трудного омута жаб расписные шкатулки.
И гроздьями брошек прекрасных набиты битком их вечнозелёные, нервные, склизкие шкуры. Какие шедевры дрожали под их языком? Наверное, к ним за советом ходили авгуры.
Их яблок зеркальных пугает трескучий разлом, и ядерной кажется всплеска цветная корона, но любят, когда колосится вода за веслом, и сохнет кустарник в сливовом зловонье затона.
В девичестве – вяжут, в замужестве – ходят с икрой; вдруг насмерть сразятся, и снова уляжется шорох. А то, как у Данта, во льду замерзают зимой, а то, как у Чехова, ночь проведут в разговорах.
|
Биография
Родился в поселке Ольга под Владивостоком. Жил в Киеве, Донецке, Москве, Швейцарии, США, Германии, учился в киевской Сельскохозяйственной академии, окончил Литературный институт (1982) и аспирантуру Стэнфордского университета (MA, 1993). Первая крупная публикация – поэма «Новогодние строчки» в журнале «Литературная учеба» (1984). Переводил поэзию с английского, украинского и др. Лауреат Премии Андрея Белого 1985 г.
|
Прямая речь
Там, где начинается творчество, там есть свобода, но почти нет выбора. Свобода выбора - это замечательная вещь на каком-то социальном уровне, но на более высоком уровне свобода это одно, а выбор это другое. Я думаю, что в творчестве очень мало выбора на самом деле, ты в основном получаешь и добиваешься только того, что к тебе приходит, то, к чему ты предназначен. Поэтому вряд ли кто-то что-то выбирал. Какое-то осознание того, что происходит, было, оно, наверное, связано с тем, что образ не предназначен для того, чтобы из него делать какие-то логические выводы, образ удерживает меня от необходимости высказывания, я стараюсь ничего не сказать. Образ уничтожает однозначно заключение логическое. Когда мы видим образ, мы можем ничего не говорить сверх него. Так что в этом метафорическом мире мне представлялась возможность не высказываться по отношению к миру, и не навязывать людям никакого своего мнения, а оставить все так, как есть.
|
Предложный падеж
В стихах Алексея Парщикова столкновение, взаимодействие "единичных онтологий", данных через новую метафору, явлено в резкой и откровенно обнажающей мир визуальности. Тайна мира остается, однако, сохраненной за невидимой шторкой фотографа, уберегающей невыразимое от ослепляющей в метафоре вспышки магния. Совместное бытие может быть увидено только в открытом времени. Поэтому прошлое, настоящее, будущее должны быть даны в новой, цельной, не раскрывшейся до конца, структуре. В поэтике Алексея Парщикова (например, в книге «Выбранное») занявшая место универсума органическая и одновременно механичная метафора предстает сложно организованной складкой с множеством сгибов и поверхностей. Различные ее грани предъявляют несводимые вместе варианты событийной мозаики. Дмитрий Голынко-Вольфсон. Poetics of Intense Precision // Landfall. 2007. № 213.
|
Библиография |
Фигуры интуиции
Стихи. — М.: Московский рабочий, 1989. — 94 с.
Cyrillic light
Стихи. — М.: Товарищество «Золотой векъ», 1995. — 110 с.
Выбранное
М.: Иц–Грант, 1996. — 207 с.
Алексей Парщиков, Вячеслав Курицын. Переписка. Февраль 1996 — Февраль 1997
Москва: Ad Marginem. 1998. — 126 с.
Соприкосновение пауз
Совместный проект с художником Игорем Ганиковским. – М.: Центральный выставочный зал «Манеж», 2004. — 203 с.
|
Ангары
М.: Наука, 2006. — 253 с.
Рай медленного огня
Эссе, письма, комментарии. — М.: Новое литературное обозрение, 2006. — 321 с.
Землетрясение в бухте Цэ
Художник Евгений Дыбский. — М.: Икар, 2008. — 124 с.
Выбранное
М.: ОГИ, 2010. — 176 с.
|
|
|
 |
 |
О нём пишут
О динамике литературы
Евгения Вежлян
Владимир Аристов, Полина Барскова, Михаил Айзенберг, Александр Левин, Олег Юрьев, Андрей Тавров, Сергей Круглов, Дарья Суховей, Вадим Месяц, Елена Сунцова, Демьян Кудрявцев, Леонид Костюков
О стихотворении Алексея Парщикова «Сельское кладбище»
Александр Уланов
Мэрджори Перлофф
Евгений Осташевский
Об Алексее Парщикове и его поэме «Сельское кладбище»
Дмитрий Голынко-Вольфсон
Михаил Эпштейн
Аркадий Драгомощенко
Владислав Поляковский
Сергей Соловьёв
Мята и бессмертник. Памяти Алексея Парщикова
Дмитрий Бавильский
Жил скромно, но ему большего и не надо было, он практически достроил свой рай, то есть перестал платить дань аду
Татьяна Щербина
Андрей Левкин
Умер Алексей Парщиков
Михаил Трофименков
Интервью с Алексеем Парщиковым
Александр Уланов
Владимир Аристов
Юрий Арабов
Тексты на сайте
Новая книжная серия на территории мифа
Новое время— № 43, 30 октября 2005
Воздух, 2008, №3
Новое литературное обозрение— 2008, №92
Маргиналы. Уральский андеграунд: живые лица погибшей литературы.
Воздух, 2007, №4
О стихах Дмитрия Голынко-Вольфсона
Голынко-Вольфсон Дмитрий. Бетонные голубки— М.: Новое литературное обозрение, 2003
Новое литературное обозрение— 2006, №79
Новое литературное обозрение— 2006, №82
О прозе Иличевского
Альманах "Новый метафизис"
Воздух, 2007, №3
Воздух, 2007, №2
Освобождённый Улисс, Современная русская поэзия за пределами России
|
|