Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Города Украины
Страны мира

Студия

Проба

вернуться к списку текстов напечатать
Отрывок из рассказа Любитель змей (1982 год рождения)
Михаил Третьяков, 2006 г.р., Белгород
Ее необычность поражала и захватывала, я мог часами смотреть через толстое прозрачное стекло за тем, как она делает самые простые вещи. Она настолько сильно отличалась от своих ядовитых сородичей, что получила даже второе название – «левантская гадюка». Именно это и стало первой ступенью моей любви.
Большое, массивное тело с очень коротким хвостом и короткой притупленной мордой. При этом голова, по сравнению с другими гадюками, у нее более треугольная, с резко выступающими височными углами, покрытая ребристой чешуей, без рисунка. Окрашена она скромнее, чем остальные и яркой зигзагообразной полосы на спине у нее нет. Общий фон окраски песочно-серый, вдоль спины тянется ряд поперечно вытянутых темных буроватых пятен, совсем неярких, часто вообще не заметных. На нижней стороне тела, которая окрашена в светло-серый цвет, располагаются темные крапины. Окраска ее зависит от места обитания и дает возможность замаскироваться, стать невидимой для своей жертвы.
Я не знаю, что побудило меня к тому, что бы вытащить ее из серпентария. Ее внешний вид часто вводил в заблуждение. Несмотря на эту обманчивость, я точно знал, что она является самым ловким, умным и красивым существом на планете, а еще, что только она способна сделать меня счастливым.
Любить и быть счастливым совсем не просто. Для этого нужно найти внутри себя мир, а затем попытаться изменить реальность. Научится принадлежать самому себе, а не быть рабом других людей, а еще хуже бумажек, за которые можно купить, к сожалению, все. Иногда, правда, ненастоящее, но кто будет в этом разбираться.
Юность не знает преград на пути к счастью и любви, но затем она сменяется зрелостью и опытом, который вечно подсказывает тебе, что за все придется платить, но ты уже готов к этому и приблизительно знаешь расценки на услуги, которые предоставляет жизнь. И именно от этого ощущения и понимания цены становится как-то гадко и противно и совершенно не хочется ни за что платить, не потому что ты жмот, а просто из чувства противоречия.
Бывает так, что, никогда не пробуя какие-то вещи, ты совершенно уверен, что они тебе не понравятся, зато другие – наоборот. Наверное, именно так было и у меня. По всей видимости, это была какая-то генетическая память. Значит, наша встреча уже была ранее, и теперь, тело начинало вспоминать то, что произошло так давно. Всесильные и вечные гены помнили и ждали своего часа, что бы пробудить воспоминания, того чувства, когда ее чешуйки касались моей кожи и по телу пробегала какая-то сладостная волна. Думая о возможности какого-то рационального объяснения этому явлению, в голову приходило только то, что механические рецепторы моей кожи были почему-то настроены именно на такое давление, которое оказывали ее прикосновения. Как я это узнал или в рамках моих рассуждений вспомнил? Наверное, тогда, когда коснулся в первый раз. Дотронулся до ее шеи. Она ползла, медленно извиваясь всем своим красивым и мускулистым телом, а мои пальцы ощущали ее змеиную кожу. Это оказалось следующей ступенью моей любви. Мне все чаще хотелось ощущать рядом ее тело. Она особенно полюбила пить молоко из моих рук и греться на моей груди.
Ласковые, нежные касания чешуек ее кожи заставляли мой организм вырабатывать гормоны счастья. Поэтому, чем больше я ее гладил, тем больше мне этого хотелось. И невозможность делать это постоянно доводила меня до исступления.
Юродивый, так, наверное, можно назвать мое состояние счастья, когда я был рядом с ней. Нелогичная и непонятная никому страсть завладела мной, как, завладевают людьми и другие более привычные желания типа азартных игр, наркотиков, алкоголя. Только вот моя любовь была к живому существу, словно бы она была женщиной, которую я безумно хотел, но в силу каких-то причин не мог осуществить свое желание. Хотя, наверное, если бы она все-таки была женщиной, меня не смогло бы остановить ничто.

А теперь самое главное. Гюрза находилась на работе в офисе, где я подрабатывал по вечерам. Я мог любоваться ей издалека, мне доставляло это непередаваемое удовольствие, но как всегда бывает в таких случаях, мы не можем удовлетвориться тем счастьем, которое у нас есть, и стараемся урвать побольше, пока счастье не превратится в несчастье.
Я все-таки начал ее гладить, а потом выпускать из серпентария. Ты, наверное, не знаешь, как ведет себя Гюрза, стоит дать ей свободу. Ей глубоко наплевать на всех и на все, есть только ее интересы, она подчиняет всех своей воле, причем это может происходить несколькими способами: она или гипнотизирует или, чувствуя малейшую угрозу для себя, начинает громко и угрожающе шипеть, а затем бросается на всю длину своего тела. Сколько раз мне приходилось отпрыгивать. Каждый раз, выпуская ее и находясь с ней в комнате, я чувствовал, как адреналин бежит по моим сосудам, разжижая кровь, заставляя сердце биться быстрее, заставляя почувствовать себя свободным человеком. И это как не странно стало еще одной ступенью моей любви к ней.

Отзывы экспертов

Небольшая реплика об «Отрывке из рассказа Любитель змей» М. Третьякова


В отличие от стиха с его ритмом и метром, проза развивается немного по другим, но в чем-то очень близким законам. Правда, и в верлибре отсутствует ритм, но в силу вступает то, что можно было бы назвать особой «семантической организацией» текста. Однако, как показывает история vers libre, не всякая написанная свободным стихом речь становится речью поэтической. Иногда она так и остается «разбитой» на короткие строки прозой. Иногда, как у Марии Шкапкской (1891–1952), ритмизированный стих превращается как бы в прозу, записывается единым текстом (без разбивки на короткие строки), что создает особый «сдвиг» восприятия. Проза поэта отличается от прозы прозаика. Повести и рассказы Пушкина, Лермонтова — новации в прозе своего времени — недостижимые сияющие вершины. Иногда текст может существовать на границе стиха и прозы: стихотворения в прозе Тургенева и Бунина или «прозовидные» вещи Елены Гуро.

Если говорить о писателях, ставших классиками (или авангардистами-классиками) XX века, все они обладают своей особой интонацией, стилем, голос каждого неповторим: Белый, Сологуб, Платонов, Бабель, Замятин, Булгаков, Шмелев, Набоков, Газданов, Пастернак, Шаламов, Венечка Ерофеев, С. Соколов + Джойс, Вульф, Мердок, Берджест, Кафка, Сэлинджер, Рильке (проза), Капоте, Пруст, Сартр, Камю, Ионеско, Гессе, Манн, Бахман, Эко, Кавабата, Фицджеральд, Хемингуэй, Борхес, Касарес, Павич — это лишь крошечная выборка из огромного корпуса русской и зарубежной прозы только XX века.

Фрейдистский подтекст, нарочитая бесцветность языка в «Отрывке из рассказа Любителя змей» Михаила Третьякова могли бы, наверное, стать стилистическими особенностями такого рода прозы. Однако когда отсутствует атмосфера и все слишком предсказуемо, то «стертый», несколько замусоренный современной масскультурой язык главного героя только усугубляет «провисания» в тексте и простоватую его бессюжетность. Конечно, проза может прекрасно обходиться и без сюжета, но тогда в ней должно пульсировать незримое «ядро», вокруг которого все раскручивается (или закручивается). И самое важное в прозе, как и в поэзии, — это язык. Емкость слова, емкость образа, ритмические периоды (в прозе они тоже есть, вспомним хотя бы «Чуден Днепр при тихой погоде…» Гоголя). Прозаический текст выстраивается (вырастает) не по «законам» информативности; постепенно высвечивая потаенные зоны человеческой жизни и человеческого сознания, слово (стихотворное или прозаическое) может проявлять новые, не ведомые прежде художественные миры.
02.11.2020

Эксперты

Участники

Наталья Михалева поэт
Пермь, Пермь
Родилась в 2000 году в Перми. Училась в Российской академии живописи, ваяния и зодчества им. И. Глазунова. Посещает «Горизонтальную школу современного художника» основанную художником И. Гришаевым. Публиковалась на сайте «Полутона», в альманахе «Артикуляция». Живёт в Перми.
подробнее


Анна Гайда поэт
Казахстан
Родилась в 2002 г. в Алматы. Выпускница Открытой Литературной Школы.
Публиковалась в разделе «Звательный падеж» на сайте «Полутона», в литературно-художественном альманахе «Артикуляция». Проекты: музыкально-поэтический вечер «Метаморфозы» (2019), «Лекция-перформанс на тему KissЛот» (2019).
подробнее

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service