Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Города Украины
Страны мира

Студия

Проба

вернуться к списку текстов напечатать
из цикла «слепой дирижабль»
Василий Савельев, 1999 г.р., Москва
***

ты взошла, как миф, перед колючим ландшафтом;
в клетчатом топосе, с чем мне тебя сравнить? —
с отдалением отдельного дерева, даже целого леса

в любом окне городского транспорта? — такая
волнительная картинка — «исчезновение леса».
вспомнить тебя: спеть панегирик ласточки —

так тебя вспомнить; в медлительном императиве
ждёт придуманный мною трамвай, который отвезёт
к сонной площади. но вернусь к описанию тебя:

твои руки — уитменовские «листья травы» такие же;
и в трамвае, когда ты заметишь отдаление дерева,
исчезновение леса в окне, — поймёшь, что я имею в виду.


ПРОЩАЛЬНОЕ

1.
дружище, что я вспомню последним? —
может: «хитрые деревья из окна машины?»;
«ночёвку в будке, наблюдаемую биноклем?»...
или может —
«лучшую девушку в своей злоебучей жизни?».

ведь когда умер сталин — плакали;
и когда умер котёнок веня — плакали,
потому не ждите меня в институте,
как и в этой блядской физической реальности —
я хочу зайти домой, стать белой вороной,
потому что всё повторяется.

ищите меня в скрытом контексте вещей,
разгадав который, вам хватит сил на возмездие,
на преодоление физических смыслов.

2.
мой друг, я увидел имя (своё) у тебя в телефоне
и оказался в необъятной страсти,
в ебучем иллюзорном лесу
— посреди нефтяной державы —

когда сфироты валежника сжимаются в «аин»,
я наматываю тени инфернальных птиц на палку.
и если я прогуляю несколько тысяч пар,
кто вспомнит обо мне в институте?..

разве я не лечу (среди ночи) в слепом дирижабле
неизвестно куда и не думаю: откуда явилась смерть?
но «милая дорогая девочка» я всё равно отведу тебя за руку
в тот ебучий иллюзорный лес, ибо прекраснее нет:
посмотреть на пихты.

ведь мы (все), конечно, плакали тоже.



В ОБРАТНУЮ СТОРОНУ РЕКИ

(поэма в откровениях)

эпиграф: «ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять?» — откровение Иоанна Богослова

откровение 1.

моё беспристрастное и непрерывное одиночество
гремит связкой ключей, как костьми в колодце,
и проворачивает ключи в дискретность памяти —
проходит минута — и вот — я в колбе рая,
и не могу понять: колба, наполненная раем,
похожа на камеру сенсорной депривации?

и далее прямая речь...

откровение 2.

я рыцарь эскапизма, мне присущи все его качества:
рука тверда, тревога сглажена, слушаю музыку,
я осознаю себя и то, что есть «я». я осознаю боль,
но боль дискретна, по её подобию придуман маятник;
моё тело дискретно тоже — линия, проведённая человеком
с церебральным параличом.

я осознаю вещи вокруг себя — обратный порядок вещи:
хрупкая ночь соборов, многоактовое облако;
[положить руки на худые колени или сложить на мокрую простыню]
глаза (два вдавленных тепловизора) обнаруживают живое сердце, —
сердце, взятое из ниоткуда, — сердце, ведущее тёмную жизнь, —
сердце, сокрытое под истинным древом рёбер.

откровение 3.

...итак, фатальная ошибка — это беглый огонь любви,
дополняющий дымку затхлого чёрного воздуха
(ещё один угол — четвёртый — тупого угла).
и спичка, зажжённая всего один раз, дважды становится факелом,
чтобы предвосхитить опасность и соорудить из меня
объёмный куб тени, имитирующий присутствие в «здесь».

компас из тени облегчает работу мышц — выполнение плана —
прячу копья в аналоговые цветы (нужда в крови романтичного тигра),
ведь хочу, чтобы безумная царевна ласкала мой мировой океан,
а после скорбела в мешке со смертью.
зато улыбка заблудится в синтаксисе зубов, но вскоре проломится:
баржей проломится под давлением собственного веса.

откровение 4.

не бывать свободе за пределом сырой кровати,
но вернуться к первородной наружности вокабуляра;
пока вспоминаю события — тлеют вигвамы; пока тлеют вигвамы —
застреваю в своих покоях, возвожу апатию в культ антипамяти
и ночую — там — в чужих телах с головой из чисел;
точно мозаика, (наложение) на реверсивный мир.

сквозь сансару — снова! — колесо недели,
бытовая речь преобладает над странностью священных текстов.
фотоснимком отпечатался в зеркале — поструктуралистский термин,
вверенный приличной персоной ветру нежности —
хорошо гоняет по жилам сознательную тщету,
конвертируя последнюю в сосудистую и пережатую сетку.

откровение 5.

эскапизм произносится — тихая мышь?.. — в болоте тайного одиночества,
ключи улетают в трубу, значит «я» замирает в уюте.
— важность обуславливает (сама себя) частичную потерю координации
в эйдосе. вертолеты любви — письма на край стула;
сидящий, проекция эмоционального состояния,
...«отражение прозрачной воды, натянутое на грифель позвоночника.»

векторы работоспособны — вечер дарован праху,
то голодная песня поглощает мои следы, обозначая циркулем:
«эротика соскоба вольётся однажды в распад ядра».
эго, незамеченное даже тактильно, легло под искусство.
четыре угла в эмуляцию сна; воронкообразный порог.
— «не-комната» — «не-объекты» — «предикаты» —

Отзывы экспертов

Вот уже несколько лет я со сложным чувством наблюдаю за эволюциями Василия Савельева, который, в целом, кажется мне одним из самых способных авторов своего поколения. Проблема в том, что способности в этом деле, можно сказать, не главное. Очень многое из того, что пишет Савельев, так или иначе интересно. Но у нас на дворе эпоха перепроизводства текстов — и это значит, что просто одно отдельно взятое хорошее стихотворение ничего не решает (бывают, конечно, исключения). Единицей литературы становится авторская индивидуальность, то есть последовательность текстов. Между тем каждая подборка Савельева, с шагом в несколько месяцев, не слишком похожа на предыдущую. Вот и эта конкретная — от предыдущей, опубликованной у нас же в студии в сентябре, отстоит достаточно далеко. Ну и до тех пор, пока хотя бы на какое-то время (то бишь на какое-то, скажем, сопоставимое по размерам с книгой количество текстов) автор не зафиксировал свой авторский набор задач и инструментов, — выйти из стадии ученичества не получится. (Это всё при том, что к зрелому автору предъявляется счёт противоположного свойства: от него ждут умения меняться, куда-то дрейфовать от занятой и уже обустроенной позиции.)
Вынося вышесказанное за скобки и рассматривая эти тексты так, как будто я автора впервые вижу: конечно, в качестве заявки на внимание от молодого автора они очень убедительны. Третья, более длинная вещь кажется менее отточенной и взвешенной, а первые две выигрывают, прежде всего, за счёт сбалансированной композиции, которая не сводится только к умению (весьма ценному) поставить финальный акцент таким образом, чтобы он суммировал и в то же время переворачивал образ или мотив из завязки текста. Отлично выстроен ритм в первом тексте, хорошо стоит инвективная лексика во втором, отлично работает превращение речевых осколков и формул в живущие своей жизнью элементы действительности (идея, восходящая к Бродскому). И при всём том, понятно, это стихи о юношеской неразделённой любви, что, парадоксальным образом, для сегодняшней поэзии, даже и в младшем поколении, не слишком типично — а ведь этой темы ни философская подкованность, ни идейно-политическая озабоченность отменить не может. Словом, всё это прекрасно — осталось только выяснить, сложатся ли дальше звёзды таким образом, чтобы стихи, которые Василий напишет дальше, органично вытекали бы из этих, а не знаменовали очередной обрыв и пересмотр.
26.01.2020

Эксперты

Участники

Анна Гайда поэт
Казахстан
Родилась в 2002 г. в Алматы. Выпускница Открытой Литературной Школы.
Публиковалась в разделе «Звательный падеж» на сайте «Полутона», в литературно-художественном альманахе «Артикуляция». Проекты: музыкально-поэтический вечер «Метаморфозы» (2019), «Лекция-перформанс на тему KissЛот» (2019).
подробнее


Александра Цибуля поэт
Санкт-Петербург
Родилась в 1990 году в Ленинграде. Учится на филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Публиковалась в журнале "Гвидеон", на сайте "Мегалит", "Полутона". Первая книга "Стихи" вышла в рамках арт-проекта "Ухо Ван Гога" в 2011 году.
подробнее

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service