|
|
|
Проба
Иван Полторацкий
1988 г.р., Алматы—Новосибирск
В тихом шорохе есть гармония
|
* * *
Устав от жизни монохромной, Пойду шататься по горам И прихромаю в старый храм, Где никогда не пели хором, Где загустел упругий хронос И нет ни завтра ни вчера. Застыв в молчаньи до утра, Ни с места, ни с ума не тронусь.
О, не оглядывайся, Лот! И не пытайся сделать шаг. Как только будет здесь светло, Прозрачным станешь, как крыло Того, кто справа; как душа, Как тот, чьё время истекло.
* * *
Нет ничего бессмысленнее, чем утверждать, что жизнь не имеет смысла. Если ты не видишь причинно-следственные связи – не значит, что всё случайно. Мучительно трудно расширять контекст – элементарно не хватает органов восприятия. (иногда их заменяют книги). Хорошо, что у меня в позвоночнике грифель – он сводит всю экзистенцию в точку и не даёт умереть от аморфности. Это Господь Бог воткнул мне голову циркуль и прокручивает его со скоростью (фаворского) света. Ррраз – и всё – следующий чертёж. Я не пытаюсь увидеть свою границу и просто ношу атмосферный столб до поры до времени. Смысл моей жизни – спать с беременной собакой. Когда закончились люди, она согревала меня. Всю зиму. С молчаливой преданностью заглядывая в глаза, никогда не засыпая раньше меня. Благодаря ей я понял, что такое абсолютная любовь. Я не оставлю летом свою собаку и попробую передать по наследству Плевать, что она плюшевая и что мой друг называет её сукой (потому что собака и потому что беременная). Всё совершенно не важно. Главное – что она есть и немного напоминает тебя. Этого вполне достаточно, чтобы не выходить в окно.
* * *
Дана мне осень – что мне делать с ней, Такой триединой, такой... моей?
Я войду в эту осень Миндальным тоненьким Осей, Сжимающим прозрачными руками Неизвестно откуда отколотый камень, Ступающим легко и неказисто В зауженном костюме гимназиста. Я – до самых миндалин еврей! Скажите, что случится в октябре? Закидываю в небо острый подбородок, Цветная птица я – щегол и зимородок. Январь отец мне больше, чем отец. Зима, заиндевевшая волчица, Ты знаешь, как могло такое приключиться, Что вместо волка выкормлен птенец?! Всё просто – здесь не Рим, а Петербург, – Другие камни пьют твою судьбу. Не знай, не плачь, мой колкий, как ресницы, Ося, Они тебя надломят, но не бросят. Носи в себе сырую горечь мостовых, Покуда ты доподлинно в живых. Россия вся падёт тебе на плечи, И ей, блаженной, так не будет легче. Нам станет сниться воронóй Воронеж – Не обратишь, не скроешь, не уронишь. И смерть твоя честнее всех зеркал, Штрафной поэзии и музыки зека. Вторая речка, как огонь, чиста, Она лежит земной, солёной осью. Я снова начинаю осень С жёлтого, с прожилками, листа.
Симфония
В десять солнце, шурша пакетами, шаркает в свой однокомнатный рай. Над фонарями, ночными аптеками, по улицам,свернувшимся до утра, плывёт полиэтиленовая симфония. В тихом шорохе есть гармония. В двенадцать солнце, задёрнув шторы, считает свою небольшую пенсию. Оркестровую яму – послушный город накрывает сплошной Silentium. Жизнь движется. Всё равно в чёрно-белом немом кино. В четыре солнце, допив последнее, держась за стены, идёт в постель. Два сосуда – миры соседние, сообщаясь, творят коктейль. Тени мёртвых/живые сны танцуют, падая на весы. В восемь солнце, испив бессоницы, смотрит в треснувший потолок. Нужны, как морфий, уколы совести тому, кто к старости одинок. Бегут по стенам полоски фар. Всё ближе к горлу второй инфаркт. В десять солнце, шурша пакетами, шаркает в наш многомерный рай. Над фонарями, домами, аптеками, по улицам, раскрывающимся с утра, плывёт полиэтиленовая симфония. В тихом шорохе есть гармония...
|
|
Отзывы экспертов
Илья Кукулин:
Начать следует с того, что Иван Полторацкий – несомненно, поэт (если считать это слово оценочным). Написанное им бесспорно талантливо, и дальнейшее может быть только развитием этого таланта или постепенным согласием с уже существующими форматами и жанрами. Самое интересное в стихах Полторацкого – сочетание барочной избыточности (текст все время словно бы вылезает из предустановленных самим автором рамок, как тесто из квашни, – и не хочется «запихивать» его обратно, потому что в этом «выламывании из рамок» ощущается органичность и настоятельность) и стремления к точности, которое в первый момент тоже ощущается как нарушение правил. Например, строку «Смысл моей жизни – спать с беременной собакой» сначала воспринимаешь как исповедь зоофила, но потом доходит до сознания, что современный смысл слова «спать» тут вовсе отсекается, слово «спать» тут употреблено в дожаргонном, первоначальном смысле, а строка – просто очень чистая и точная. Достигаемый этими смещениями смысла катартический эффект чем-то напоминает тот эффект, который возникает от стилистики Андрея Платонова. Барочное разрастание свойственно и стихотворению «Устав от жизни монохромной…» – слегка наивному по первоначальному заданию, но очень сильному по строфике, чем-то (при сравнительно большем количестве рифм) неуловимо напоминающей «Кончен пир, умолкли хоры…» Федора Тютчева.
Третье и четвертое стихотворение в подборке слишком похожи на существующие жанры, при всей первоначально заявленной готовности из них выломаться. Стихотворение про Мандельштама отсылает к традиционным, уже мифологизированным в культурном сознании чертам образа великого поэта – еврейство, юношеская мечтательность, насильственная гибель в концлагере… Вроде бы все правильно, но есть ощущение, что такое уже было – например, в диссидентской лирике 1960—70-х годов. Да и сам метод создания стихотворения «от лица» известного человека уже использовался в русской поэзии, в диапазоне от «Я – Гойя» Андрея Вознесенского до «внутренних монологов» Пушкина в стихотворении Давида Самойлова «Пестель, поэт и Анна», и использовать его столь некритически, как нечто само собой разумеющееся, мне кажется, сегодня рискованно. Довольно привычным выглядит и образ современного города в стихотворении «В десять солнце, шурша пакетами…» – такой городской «метафизический пейзаж» уже стал устоявшимся жанром, и даже то, что стихотворение написано от лица старика, положения не спасает: все равно возникает ощущение, что традиции Брюсова, Блока и Маяковского (а в одном месте и Юрия Левитанского – «Жизнь движется. Всё равно / в чёрно-белом немом кино…» – ср.: «Жизнь моя, кинематограф, черно-белое кино!») одерживают верх над собственным, пусть даже и сильным голосом автора. Правда, следует отметить, что и в этом стихотворении есть интересные строки и образы – такие, как «В четыре солнце, допив последнее, / держась за стены, идёт в постель». Тут как раз возникает полемика с ранним Маяковским – не знаю, сознательная ли: у Маяковского солнце – Иродиада или отец-мучитель, а здесь – усталый старик, который ходит взад-вперед между двумя мирами.
Мне кажется, для Ивана Полторацкого сейчас самое важное – опыт неповиновения, свой и чужой. Свой – то есть стремление писать, не подлаживаясь под существующие жанры и типы стихотворного текста. Стихотворение «Нет ничего бессмысленнее…» – опыт очень удачный, и не потому, что оно написано верлибром, а по более глубокой причине: оно внутренне точное, в нем нет бесцельного вызова и эпатажа и в то же время оно ни на что не похоже. Чужой опыт неповинования – чтение неподцензурной русской поэзии ХХ века, где стремление преодолеть внешние для поэзии правила культивировалось десятилетиями: Сатуновский, Сапгир, Всеволод Некрасов, Искренко, Парщиков, Елена Шварц… И западных авторов (хотя бы и в переводе), неподцензурных по своему духу – таких, как Пауль Целан.
А вообще Ивана Полторацкого и нас можно просто поздравить. Настоящий талант – это всегда хорошая новость.
21.04.2009
|
|
|
|
|