Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Города Украины
Страны мира

Студия

Проба

вернуться к списку текстов напечатать
Чужие окна
Мария Перебаева, 1996 г.р., Казань
*

Спущусь по каменистой тропке вниз,
где катится вприпрыжку горная река,
подскакивая и бурля на поворотах.

Деревья, растопырив ветки с колтунами гнёзд,
напоминают о таких же дома –
но дома не было так больно, правда?

А на чужой земле – чужие окна.
А от окна и до окна по свету носит –
не разобрать, куда сегодня занесло...

и эхо не узнает, что тебе докрикнуть вслед.
Но всё ж ты позови меня:
аукни.


Из середины движения

И прозелень жмётся по жилкам
И осенью осень на сердце
И в спячку на прелой подстилке
И дым над двором сигаретный

И глупость последнее время
И вновь непонятно движенье
И бредит задворками темя
И явь отрицает деленье

И терпкой коры под ладонью
И кровь от натуги на ручке
И корка под глазом спросонья
И снова от жизни в отлучке.


Автопортрет

Во сне я оказался на краю великого леса,
тьма которого была богом.
Бен Окри

Белёсым рассветом верхушки с дождём пополам
Человек на обрыве взглянул моими глазами
От глубокого дыхания кружится голова
Лабиринт мира опрокидывается повисает кверх ногами

Волос долог ум короток, короток волос коротка память
Жизнь коротка и бледнеет рассветом до вдоха
Лабиринт на обрыве взглянул моими глазами
Человек с верхушки опрокидывается с дождём пополам

От глубокого дыхания опрокидывается моими глазами
Коротка память долог рассвет лабиринта
От белёсого мира голова глубоко повисает
А тот лес мне приснился а тьма его богом была.


*

Как ходили по пятам
воробьёв и уток
и делили пополам
булочку с кунжутом.
Так проехал невзначай
нужную страницу -
и расклеилась печаль,
выпустив синицу.
Так просила горячо
вовсе без надежды,
сны смотрела ни о чём
битых смыслов между.

Отзывы экспертов

Поэтическая речь Марии Перебаевой очень непосредственна. Конечно, это наивная поэтика, но не наивное, а вполне осознанное к ней обращение. Этот выбор, его осознанность отнюдь не делают художественный мир Марии Перебаевой искусственным, нарочитым, — налицо попадание в яблочко, автор находит именно то, что оказывается его собственной речью, язык и взгляд органично обусловливают друг друга. Здесь, казалось бы, стоит вспомнить лианозовцев, конкретистскую поэтику, к которой в большинстве случаев апеллирует современная наивная поэзия. Однако нет, Мария Перебаева, обращаясь к непосредственному переживанию мира, радостному называнию, избегает лианозовского аскетизма, её стихи построены не на минус-приёме, и реальность в них – а это, безусловно, стихи, обращённые к реальности, – не социально детерминированная реальность бедности, как у лианозовцев, или, например, благополучия, – в мире Марии Перебаевой всё окрашено метафизикой, причём не общей метафизикой красивых слов, а вполне конкретной, индивидуальной, авторской метафизикой проживаемой жизни, и говорение от первого лица здесь крайне важно:

Белёсым рассветом верхушки с дождём пополам
Человек на обрыве взглянул моими глазами
От глубокого дыхания кружится голова
Лабиринт мира опрокидывается повисает кверх ногами


Эта поэзия искрящейся радости, может быть, отчасти восходит к поэтическим исканиям авторов, дебютировавших в начале текущего века – Дины Гатиной (а через неё, несомненно, к Елене Гуро) или более известной как певица Светланы Бень. Однако в случае Марии Перебаевой корни такого поэтического мира надо искать не в поэзии, а в прозе, причём зарубежной – самом наивном, непосредственном из изводов магического реализма, и эпиграф из Бена Окри здесь глубоко знаковый, а ещё глубже – в самом мифе, в бушменских сказках, в «Пополь-Вухе», в истории нанайской девочки Айоги, совсем не по-нильсову улетевшей за дикими гусями. И здесь для автора есть ловушка – в таком глубинном поле даже не культуры, а ещё до-культуры, собственно магии, легко заговориться, взять не своё. Мария Перебаева в эту ловушку не попалась – она смотрит своими глазами.
13.09.2019

Эксперты

Участники

Анна Гайда поэт
Казахстан
Родилась в 2002 г. в Алматы. Выпускница Открытой Литературной Школы.
Публиковалась в разделе «Звательный падеж» на сайте «Полутона», в литературно-художественном альманахе «Артикуляция». Проекты: музыкально-поэтический вечер «Метаморфозы» (2019), «Лекция-перформанс на тему KissЛот» (2019).
подробнее


Ярослава Ананко поэт
Беларусь
Поэт. Родилась в 1987 году в деревне Дмитровка (Украина). В 1989 переехала в город Червень Минской области. Училась на факультете журналистики Белорусского государственного университета. В 2006 оставила университет и поступила в Литературный институт им.Горького (семинар поэзии И.И.Ростовцевой). Живет в Москве.
подробнее

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service