Отзывы экспертов
Поэтическая речь Марии Перебаевой очень непосредственна. Конечно, это наивная поэтика, но не наивное, а вполне осознанное к ней обращение. Этот выбор, его осознанность отнюдь не делают художественный мир Марии Перебаевой искусственным, нарочитым, — налицо попадание в яблочко, автор находит именно то, что оказывается его собственной речью, язык и взгляд органично обусловливают друг друга. Здесь, казалось бы, стоит вспомнить лианозовцев, конкретистскую поэтику, к которой в большинстве случаев апеллирует современная наивная поэзия. Однако нет, Мария Перебаева, обращаясь к непосредственному переживанию мира, радостному называнию, избегает лианозовского аскетизма, её стихи построены не на минус-приёме, и реальность в них – а это, безусловно, стихи, обращённые к реальности, – не социально детерминированная реальность бедности, как у лианозовцев, или, например, благополучия, – в мире Марии Перебаевой всё окрашено метафизикой, причём не общей метафизикой красивых слов, а вполне конкретной, индивидуальной, авторской метафизикой проживаемой жизни, и говорение от первого лица здесь крайне важно:
Белёсым рассветом верхушки с дождём пополам Человек на обрыве взглянул моими глазами От глубокого дыхания кружится голова Лабиринт мира опрокидывается повисает кверх ногами
Эта поэзия искрящейся радости, может быть, отчасти восходит к поэтическим исканиям авторов, дебютировавших в начале текущего века – Дины Гатиной (а через неё, несомненно, к Елене Гуро) или более известной как певица Светланы Бень. Однако в случае Марии Перебаевой корни такого поэтического мира надо искать не в поэзии, а в прозе, причём зарубежной – самом наивном, непосредственном из изводов магического реализма, и эпиграф из Бена Окри здесь глубоко знаковый, а ещё глубже – в самом мифе, в бушменских сказках, в «Пополь-Вухе», в истории нанайской девочки Айоги, совсем не по-нильсову улетевшей за дикими гусями. И здесь для автора есть ловушка – в таком глубинном поле даже не культуры, а ещё до-культуры, собственно магии, легко заговориться, взять не своё. Мария Перебаева в эту ловушку не попалась – она смотрит своими глазами.
13.09.2019
|