|
|
|
Проба
Семён Пегов
1985 г.р., Смоленск
Один Гамлет
|
ОДИН ГАМЛЕТ
Что ни напишешь — один бесконечный гамлет, да и все вокруг гоняются за отцами. Количество пролитых слёз исчисляется килограммами. (Зритель тоже скорее умер, чем в зале замер.) Грохнули папу, убили какие-то дяди, ни за что ни про что, суки, замочили. Ходишь теперь и мямлишь: «Какой я дятел, не могу постоять за предков и за отчизну!» Папа ж прилип — ей-богу — как банный лист, то да сё, отомсти, и пугает тенью. Отвали, говорю, я свой обретаю стиль, в гробу я видел эти твои виденья. На месте дяди я б тоже тебя убил, разве можно быть ну настолько нудным. Куда там править страной, если отец упырь. Как меня достала эта твоя мудрость.
Вот так. Такие дела и такой расклад. Если честно — жутко, даже уже не стёбно. Всё сложнее что-то украсить, чем всё украсть — тем более есть кому постоять на стрёме. Поэзия в жопе. Только начнёшь, и уже старик. Разводишь руками, бубнишь про былой азарт и остаётся — внутрь себя расти, и гамлеты кровавые в глазах.
ОФЕЛИЯ
Захоти меня, любимая, захоти, без желания я — как болезнь без боли, я в тебе уже, как в сознании — архетип, заходи ко мне, я спасу тебя от футболки, «я в тебе» — не значит ещё про член, я в тебе — означает «как в организме йод», заходи ко мне, я пока что нормальный чел, человек, ёпт. Заходи ко мне, подарю тебе арафатку, фотографию Че и прочие атрибуты: наручники, автомат, подделанные права, а напоследок — бутсы, захоти меня, ненадолго наступит счастье, ровно настолько, чтобы перетерпеть всю остальную жизнь, приходи сейчас, приходи сегодня, немедленно и теперь, потому что вдруг меня разорвёт на части, мало ли что бывает от просветленья, можно стать, к примеру, небезызвестной чайкой, дзен-буддистской веткой, ползучим гадом, а то и вовсе посадят в рай, так что будешь не анекдоты травить, а притчи, только я ведь пока не в силах тебе соврать — ты имеешь дело с ёбнутым датским принцем, которым даже врагу не пожелаешь стать, подобные мне всех посылают нах… Приходи, я тебя обожаю, кстати, если пойдёшь топиться — тебе хана.
ВАН ГОГ
Всё началось с того, что давно не трахался, закинулся — и ещё раз — и бегом в бордель, мальчику тридцать, он полон страха, мальчик обородел, плохо когда насчёт секса у вас без мазы, мальчику в пору в рыцари или в тевтонцы, бордель уже не поможет, мальчику нужно вмазаться психотерапевтозом, внутренний мир разросся и перерос внешний, трудное детство, плюс проповеди шахтёрам, историю этого мальчика знаете вы, конечно, начиная со средней школы, её занесли в учебники опытные херрурги, они объяснили всё, они вам покажут слайды, мальчик, узнай об этом, — им оторвал бы руки, мальчику на хер нужно посмертной славы, он просто давно не трахался, с сексом у парня туго, я говорю вам правду, вы же уже не дети, он действительно классный, он самый крутой индеец, его погоняло Винсент Половина Уха.
* * *
Внешне барочен, внутри готичен, а задумаешься — тупо «техн.» Если круг порочен — то он привычен. Мне не нравится слово «текст». Конечно, в нём есть ультрамодный месседж: ну, типа «ткань» и «плести канву», но плетёшь, как правило, чушь вместо того, чтобы по существу. Общие мысли, сны и рефлексы, метафизика, маски. Почти рецепт. Доказательство вряд ли получится веским, но изменит меня в лице: буду выглядеть как сибиряк, здоровым, за правду футболку рвать, чем вживаться здесь в самого себя, проще рассеяться, как трава, всё, что угодно, — лишь бы субъект наконец-то слился с объектом речи, чтобы закончился этот бред: раздавать и с кем-то делить увечья. Выдохни. С языка кончика тьмы сплюнь. Если не сделаешь — прямо сейчас завою. И скажи погромче: «Я легкомыслю, Следовательно существую».
ПРОВАЛИВАЮСЬ
Сердце сдаётся, захвачен дух, а в душе рассадили дыр. Я вышагивал раньше, теперь крадусь под прикрытием белиберды. Разбухает город, он полон идей, словно сказочный полигон, где разводят соседей, разводят детей и выращивают дикий гон.
Лишнего нет, только горы фигур, и раскалывается голова. Я зову чевенгур, чевенгур, но проваливаюсь в котлован.
|
|
Отзывы экспертов
Олег Дарк:
Самый большой недостаток — или единственное, что приму за бесспорный недостаток, — простая узнаваемость ритма, с этим раскачиванием дактиль — анапест в основе, и с отклонением то в ямб, то в хорей. Качели Бродского. И с давнего времени уже легко воспроизводимые, растиражированные в поэзии. Мне кажется, поэту надо бы избегать «этих качелей» еще вот почему: они оказывают странное, почти физиологическое воздействие, гипнотизируют, захватывают читателя/слушателя прежде, чем он поймет, стихи хорошие или плохие. (Возможно, этот ритм природен.) Что немного напоминает шарлатанство. Прежде всего, это относится к первому стихотворению, но «печать Бродского» проявляется и в следующих, вот таким, например, переносом, создающим — опять-таки — очень простое и несколько нарочитое тривиальное напряжение:
…счастье, ровно настолько, чтобы перетерпеть всю остальную жизнь…
В остальном мне стихи, скорее, понравились. Как ни странно, веришь во всю эту привычную (порочную) невыносимость бытия, о которой говорит поэт. В предельное разочарование, агрессию, в раздражение и упоение самоглумлением. Собственно, мы тут имеем дело с продолжением линии «лишних людей», истории которых мы знаем «со средней школы». Отсюда и тема Гамлета, точнее, «одного Гамлета». Этот «один Гамлет» кажется удачной формулой: один из многих, типичный. Одержимость гамлетом (у лирического героя) и гамлетами (у окружающего мира), «Комплекс Гамлета», «Гамлеты кровавые в глазах» (мальчик-Гамлет). Но это Гамлет (дальнейшее развитие) бунтующий. Бунт Гамлета оказывается любопытным способом пересмотреть традиционные (тривиальные) мотивы: отношение с отцами, с традицией, и с отечеством (землей отцов). Анти-Гамлет, или Гамлет наоборот. И это даже имеет значение для новой интерпретации пьесы Шекспира. Могу себе представить постановку «Гамлета» (если ее еще не было), где герой борется с тенью отца, гонит ее и ею тяготится. В самом деле, мы как-то не задумываемся о насилии памяти, которое испытывает шекспировский герой. Гамлет-террорист. Почему нет? Террор (Арафат, Че Гевара, почти без различений, немного под Жана Жене) как способ преодоления гамлетианства. И вполне верная и психологически, и исторически мысль о терроре как выводе/выходе из разочарованности. Лучшим из предложенных стихотворений Пегова мне видится «Офелия». Офелия как соратница и сотрудница Гамлета по виртуальному террору (панк-Офелия). Правдивость и естественность образов (хорошее стихотворение о любви). «Без желания я — как болезнь без боли» — тут и совмещение желания с болью, что совершенно верно, и придающая глубину амбивалентность слова «желание»: в контексте стихотворения это желание, возникающее у другого (другой), у девушки, ее желание, без которого герой не существует, как без боли болезнь. И, стало быть, он просит у нее боли. А внутри отдельной процитированной строки это — его желание, без которого он опять-таки… И это хорошо, потому что вдобавок тут-то и происходит то, о чем мечтает одержимый герой: субъект наконец-то сливается с объектом (и не риторически, а самим сюжетом стихотворения). И хороши последние строки:
«Я зову чевенгур, чевенгур но проваливаюсь в котлован» —
с почти междометной, звательной природой, которую поэт расслышал в известном названии (а в самом деле, есть в этом слове что-то трубное и вселяющее надежду, что-то экзотически-красивое), и игрой с названиями, переносящей эпическую проблематику в поле субъективности (личный «Котлован», личный «Чевенгур»).
20.05.2008
Леонид Костюков:
Стихи Семена Пегова написаны умело, они интересны и насыщенны. Вместе с тем, по-моему, это антипоэзия. И я сейчас постараюсь объяснить эту свою оценку, чтобы не скатиться в чистую вкусовщину (это имеет право на существование, но категорически не мое). Понятно, что от эксперта ожидают немного большего. Давайте для начала попробуем разделить собственно поэзию и версификацию (стихосложение). Если кратко, поэзия — душа стихотворения, а слова, ритм, рифмы и т.п. — его тело. Но слово «душа», как правило, неинформативно и ничего всерьез не объясняет. Давайте попробуем зайти со стороны стихосложения — здесь все очень наглядно. Вот изящная (новая, акробатическая) рифма, вот уместный сбой ритма, вот своеобразная синкопа, ярчайшая метафора, звукопись и т.п. Непревзойденные мастера рифмы — Минаев и Курочкин, гениальный версификатор — Маяковский, да и его последователь Вознесенский в этом отношении куда выше, например, позднего Заболоцкого. Но как поэт Заболоцкий гениален, а Вознесенский (при всех вкусовых разночтениях), видимо, все-таки нет. «Можжевеловый куст» Заболоцкого построен на беднейших, общедоступных рифмах, да и вся формальная оснастка его довольно примитивна, но это великое стихотворение. «Девочка плачет — шарик улетел» Окуджавы, по-моему, вообще пример чистейшей поэзии практически без стихов, как бы души вне тела. Итак, поэзия постигается через впечатление, и сложно свести ее к тексту. Стихи же — словесная конструкция. Разведя таким образом понятия, я готов озвучить свои фундаментальные претензии к подборке Семена Пегова. Это умелые, с хорошими рифмами и выстроенным ритмом, с хлесткими фразами, с остроумно смещенными цитатами и т.п. — стихи, и ни на грош поэзии. За автором стоят находки — мы находим их вслед за ним, вторично. Завернул фантик — развернули фантик. Зашифровал — расшифровали. Возникает какая-то форма контакта (она возникает сплошь и рядом, и абсолютно не обязательно по поводу искусства). Нет одного — чуда. Нет необъяснимого (или хотя бы труднообъяснимого). Может возникнуть вопрос, не противопоставляем ли мы в такой формулировке содержание форме? Почему бы пресловутой невычленимой и загадочной поэзии не поместиться в умелые и даже щеголеватые стихи? Если дух веет где хочет, почему бы бабочке не сесть на эти цветы? Ответ такой: потому что они искусственные. Потому что (если все же поступиться деликатностью и ввалиться в келью поэта; вернуться к процессу создания стихов) стихотворения Семена Пегова требуют сосредоточенности, несмещенного состояния сознания, твердого понимания, что же ты хочешь сказать, и т.п. Они похожи на теннис. А настоящая поэзия непохожа на теннис. Она (как правило) создается в рассеянности, в смещенном состоянии сознания, и связана в первую очередь со слухом, а не с речью. Маяковский сбил с толку сотни молодых авторов, не одного Семена Пегова. Он ухитрился в лучших своих произведениях остаться поэтом, но увел многих и многих на неплодородную землю, если можно так сказать, насыщенного стихописания. Поэзия в другой стороне. Это не значит, что невозможен новый поэт, который сумеет превратить мертвую зону в цветущий сад. Но это будет другая мертвая зона, а этот поэт будет очень непохож на Маяковского. Ничто не стареет так быстро и невозвратно, как вчерашний модернизм. Читайте Ходасевича, Мандельштама, Г.Иванова, Заболоцкого; взрослейте…
20.05.2008
Дмитрий Кузьмин:
Три отзыва на одного автора – это у нас пока маленький рекорд. То, что этот рекорд установлен Семёном Пеговым, – конечно, не случайно: связано это с тем, что стихи его (соглашусь с Леонидом Костюковым) броские, с элементом эстрадности. И это (опять соглашусь с Леонидом Костюковым) настораживает: броскость предсказуема и воспроизводима, к тому же она приводит к быстрой народной любви, что для молодого автора особенно неполезно. И, да, след Маяковского в стихах Пегова несколько очевиднее допустимого – что само по себе занятно, потому что в обозримом прошлом, кажется, одаренные молодые авторы интереса к Маяковскому особо не проявляли (за вычетом, разве что, Дмитрия Чёрного, которого этот интерес привёл в итоге на пост функционера в молодежной организации КПРФ); впрочем, не обошелся без Маяковского Андрей Родионов, чье имя так и просится в финальный (и тоже совершенно справедливый) пассаж Костюкова о том, что возможен «новый поэт, который сумеет превратить мертвую зону в цветущий сад. Но это будет другая мертвая зона, а этот поэт будет очень непохож на Маяковского» (кстати, ряды авторов, уведенных Родионовым «на неплодородную почву», тоже стремительно растут). Тем не менее мое несогласие с Леонидом Костюковым оказалось достаточно велико для того, чтобы я взялся тоже отозваться о стихах Семёна Пегова. И не в том даже дело, что итоговая мораль Костюкова – «Ничто не стареет так быстро и невозвратно, как вчерашний модернизм. Читайте Ходасевича, Мандельштама, Г.Иванова, Заболоцкого», – кажется мне внутренне противоречивой (вообще-то ранний Заболоцкий и поздний Мандельштам, равно как и Георгий Иванов в «Распаде атома», – модернисты настолько, насколько простодушному Маяковскому и не снилось, но про их устаревание речь, конечно, не идет). А в том, что – если вернуться все-таки к стихам Семёна (замечу в скобках, что, с моей точки зрения, непроизвольное выруливание разговора на подобные общие темы и общезначимые имена – это изрядный плюс тем стихам, по поводу которых он возникает), – мне сложно согласиться с однозначностью оценки Леонида. Не то чтобы мне эти стихи сильно нравились. Но вот чего я в них не вижу – так это вменённой Костюковым холодной алгоритмизованной предзаданности. Да, элемент бравирования остроумием (в метафорах, цитатах, перебоях ритма) – имеет место. Но лирический посыл при этом – вполне спонтанный, если угодно – искренний. Вот мне как раз в нем, скорее, не хватает глубины рефлексии – за которую пеняет Костюков и которую одобряет (отчасти, кажется, вчитывая её в исходный текст от себя) Олег Дарк. Скажем, декларация «Поэзия в жопе. Только начнёшь, и уже старик. / Разводишь руками, бубнишь про былой азарт» подростково-нерефлексивна ровно настолько, чтобы подорвать художественный вес всяческих отмеченных Дарком тонких манипуляций с шекспировскими образами (неслучайно она текстуально совпадает с древней рок-песенкой: «Где теперь искать тебя, пропащий? / Оглянёшься – ты уже старик»; автор имеет полное право не знать репертуар группы «Воскресение», в отличие от цитируемых по соседству «Запрещённых барабанщиков», – тут характерно именно бессознательное снижение гамлетовского вопроса до полупародийного гамлетизма на уровне «Гамлет мямлит» – тоже, кстати, созвучие, которое Пегов не первым придумал). Ключевая автохарактеристика лирического субъекта Пегова — «внешне барочен, внутри готичен» (в этом он опять с Маяковским совпадает), но одно из модных поветрий эпохи (думаю, скорее оно, чем собственные частные обстоятельства) — синдром Шаргунова, условно говоря, — заразило его представлением о том, что «чем вживаться здесь в самого себя» — лучше «выглядеть, как сибиряк, здоровым». И во всех текстах основной конфликт — этот: надо бы выглядеть здоровым — получается не особо-то — приложим дополнительные усилия, ударим себя кулаком в грудь посильнее, авось получится. Мне скорее симпатично то, что этот конфликт, в общем, осознан автором, так что на претензию в недостаточной глубине рефлексии он может ответить: «А я и не собирался, а мне и не надо!» Но именно эта осознанность и вселяет определённые надежды на — согласен с Леонидом Костюковым — взросление. Но выражающееся не в непременном отказе от авангардистского инструментария (хотя, в самом деле, «барочный сибиряк» у нас уже есть — Вадим Степанцов, — и, кажется, в тупиковости этого пути никто не сомневается) — а в принятии себя (и, как следствие, ответственности за себя и свой индивидуальный голос, и, как дальнейшее следствие, ответственности за других и за космос современной русской поэзии в целом, — только в такой последовательности это работает). В этом случае, бывает, и совершеннейшая «внешняя барочность» (у Аркадия Драгомощенко, или Александра Гольдштейна, — совсем не в том русле, в каком сейчас пытается двигаться Семён, но тем не менее) оказывается мощнейшим ресурсом самопознания.
20.05.2008
|
|
|
|
|