Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Города Украины
Страны мира

Студия

Проба

вернуться к списку текстов напечатать
Взгляни на солнце
Сергей Кубрин, 1991 г.р., Кузнецк, Пензенская обл.
* * *

Ты думаешь, со мной говорить можно
только о любви?
Или о том, как в полнолунии стихи
рождаются?
Ну, думай-думай…
Одуванчиков лучше нарви,
А то в траве уже
без стебельков валяются.


* * *

Взгляни на солнце. Видишь, как оно
Лучи свои кривит,
А облака по небу синему резвятся
По касательной.
Ты думай-думай,
что я мечтаю о любви…

Хотя любить мне, милая, –
совсем не обязательно.


* * *

Трещит над лестницей
Свет.
Он ждёт, когда выдохнет
Лампочка.
Наверно, иссякнет
В обед.
А может быть, выкрутить
Гаечку?
Включить темноту
За копеечку.
Ах, как помогла же
Гаечка.
Теперь мальчик любит
Девочку –
А девочка любит
Мальчика.


* * *

Напоследок,
Когда улетишь –
Не забудь попрощаться.

Ты всё слышишь.
Я знаю. Не спишь.
Может, лучше
Остаться?

До конца, до самого лета?
Подождать.
Помнишь нашу пустую беседку…
Как знать.

Посидим. Хоть немного,
Подремлем.
Вспомним запах
Вишнёвых
Веток…

Посиди, недотрога.
Успеем –

Наш последний
Не-долгий-последок.


* * *

Листья падают на землю не спеша –
Это осень водит хороводы.
Порой мне кажется, моя душа
Забыв о теле, где-то бродит…

Под одеялом тёплым завернусь.
Знобит. Я заболел, наверно.
Мне кажется, я завтра не проснусь,
А этот вечер, думаю, последний.

Хотя будильник надо завести,
Быть может, день увижу новый.
Если сможешь простить – прости,
Если нет, то хотя бы попробуй.

Звёзды спрятались. Честно. Не вру.
Звездопад не узреть настоящий.
Если даже я завтра умру,
Обо мне вспоминайте почаще.


* * *

Знаешь, мне хочется быть космонавтом,
Беглым преступником в тихую даль…
Может, сегодня, а может быть завтра –
Я улечу. Навсегда. Мне не жаль.

Я в темноте, сквозь просторы вселенной
Буду смотреть на планету свою,
Так интересней и так – веселее
Знать, что ты бродишь на самом краю.

Край одинокий, мой край ненавистный,
Жизнь оказалась совсем не легка,
С песней и пляской, с водкой и свистом
В путь проводи своего мужика!

Я обещаю: я буду стараться,
С мыслями, что доживу до утра
Буду рыдать и я буду смеяться,
Может быть, завтра, а может – вчера.


* * *

Запели. Замурлыкали.
И что-то начирикали
На ветках золотистых
Бедняги-воробьи.
Потом вороны каркнули,
А воробьи – заплакали.
Теперь ладонью чистою
Ты капельки лови.


* * *

Загляни в тетрадь на столе,
Может быть, там остались строчки
На измазанном в клетку листочке…
Самолётик взлететь не успел.

Проведи чёрной пастой – как сможешь,
Я ведь тоже художник плохой:
То «слезливый», то снова – сухой…
На листок из тетрадки похожий.

Я два слова на нём написал,
Осторожным и ровным подчерком:
«Я когда-нибудь стану лётчиком
Далеко улечу в небеса».


* * *

А за окнами ночь оживает –
Звёзды тоже прощаются с летом.
Фонари бестолково моргают,
Наслаждаясь желтеющим светом.

Мотыльки веселятся с опаской
И никак не найдут себе места…
Это всё омертвевшие краски
Моего беззаботного детства…

Отзывы экспертов

      Стихотворения Сергея Кубрина музыкальны, внятны и эмоциональны. Не так-то легко сформулировать, что еще нужно для полного успеха. Пожалуй, индивидуальность. И тут осталось только нащупать пути к обретению этого самого ценного слагаемого.
      Сергей колеблется между вполне регулярной силлаботоникой и свободным стихом. Если определять индивидуальность «от противного», можно попробовать взвесить поэтическое всеобщее, мешающее этим стихам, возвращающее их в некое неразличимое марево. Общедоступные метр и рифма сразу включают в памяти гул сотен стихотворений, написанных так же, как бы по тем же лекалам. На первый взгляд кажется, что прав Дмитрий Кузьмин с его апологией верлибра, – там, где Сергей Кубрин не заботится ямбами и хореями, интонация становится естественнее и, если можно так сказать, более штучной. Но, всматриваясь дальше в стихотворение, я вижу все то же путешествие по уже знакомым ассоциациям, известный маршрут.
      Выбивается, запоминается и опознается мысль о необязательности любви. Худшее слово – «мужик», совсем не отсюда. А если говорить о сложившейся строфе, я бы отметил вот эту:

            Я два слова на нём написал,
            Осторожным и ровным почерком:
            «Я когда-нибудь стану лётчиком
            Далеко улечу в небеса».

      Здесь очень хорошо смещение ритма (во 2-й строке), хорош и именно осторожный почерк. Есть и над чем работать – почему восемь слов названы двумя, непонятно; это неосознанно юмористическая деталь, тут, конечно, не нужная тому, кто ее заметит. Но вернемся к ритму. Индивидуализировать легче то, что уже отчетливо существует, то есть ямб или анапест. А верлибры, непохожие на регулярные стихи, чаще всего удручающе похожи друг на друга и (если длить) сами на себя. Их индивидуализировать гораздо труднее.
      Спасибо Сергею Кубрину за уже существующие стихи, позволившие нам перейти на следующий, более серьезный уровень разговора.
28.04.2008

Я, в принципе, совершенно согласен с Леонидом Костюковым насчет недостатка индивидуальности. Но поскольку мой коллега упомянул про мою «апологию верлибра» — на всякий случай пару слов добавлю. Верлибр, конечно же, сам по себе ничем не лучше рифмованной силлабо-тоники: в одном случае автор должен ясно давать себе отчёт, зачем ему метр и рифма, в другом — зачем ему их отсутствие. Важно, что ни то ни другое не является «поэзией по умолчанию» — чем-то, что само собою разумеется. И когда я встречаю стихотворение с рифмами «бродят — хороводы» и «наверно — последний» — у меня возникает подозрение, что автор пишет в рифму не потому, что ему это в данном конкретном стихотворении для чего-либо нужно, а потому, что ему в школе сказали, что так положено. Но, как всегда, формальный аспект не существует в отрыве от содержательного: дело в том, что и по смыслу многие стихи Сергея Кубрина необязательны, тривиальны. Однако поэзия может ведь и акцентировать эту тривиальность и необязательность — это называется примитивизмом: сама тривиальность переживания и его выражения попадает в фокус внимания автора. И вот кажется, что пару раз (стихотворения «Взгляни на солнце...», «Трещит над лестницей свет...») автору это удаётся — и тогда именно примитивные и неточные рифмы оказываются как нельзя более к месту.
28.04.2008

Эксперты

Участники

Дмитрий Билько поэт
Крым
Дмитрий Билько. Родился в 1988 году в Симферополе, живёт там же. Окончил физический факультет. Продолжает учиться, но уже на журналиста, работает.
подробнее


Мария Толмачёва (Марка) поэт
Австрия, Грац
Родилась 1998 г. в Киеве. Изучает английскую филологию в Грацском университете имени Карла и Франца (Австрия). Публиковалась на портале LITCENTR, в украинском издании «Литературный Листок», на «Критиці Феміністичній». Участвовала в проекте «Эксплуатация текста», который был представлен на Форуме издателей во Львове в 2019 г. Живёт в Граце.
подробнее

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service