Прятать
Татьяна Губанова, 1996 г.р., Самара
Предложено на отзыв: 09.06.2021
|
*** Сестры мои располнели Первая с детства искала красную лампочку в своем теле Вторая была слепая Пальцы третьей пощипывал ток от экрана старого телевизора И ступни становились мокрыми А четвертая каждый день заставляла себя смеяться Каждый день на то уходило все больше времени
"Мама, это наш дом?" - спрашивает ребенок. "Это наш дом" - отвечает мать.
Сёстры мои постарели и уже не выходят из дома
"Это наш дом?" - спрашивает мать. "Да, это наш дом" - отвечает ребёнок. "Где наш дом? Это наш дом? " - спрашивает мать.
И свет повторял тишину.
***
Ты, возможно, умеешь петь одну и ту же песню по-разному. По-разному. Только одну. По радио крутят Дэвида Боуи, И я слушаю, слушаю до окровавленных пальцев, которыми так удобно и страшно водить по страницам. Искать женщин, с таким же подбородком, как у тебя. Опевание и модуляция - это все, что я помню из музыки. Я измучена поиском того самого места, которого уже нет [в нём ночи казались поздними, как непонятные фильмы], И я ненавижу секс с его отрешенностью - Говорю тебе . Я дослушала. Я дослушала.
*** Постсоветское солнце без признаков расслоения не улицы, а проспекта (он громче, кажется). Китч детства, вы/отрезанного из/от дерева. «Я вы/отрезанная из/от тебя» – так говорили поэты Серебряного века, наверное. Так говорю я.
Ты женщина, я женщина, все женщины, Отрезавшие волосы – проложившие асфальт на тропинке между детским садом и усталостью.
Между вторыми и третьими этажами – первый, у домов, построенных для военных. У них, наверное, больше кухня и коридор, но об этом никто не узнает. Потому что война до сих пор вибрирует. Война это то, что вибрирует. На кухне и в одиночной камере, в пустыне. В прочем, какая разница, если ты потерян_а. И все, что ты знаешь, это то, что ты женщина. Все – женщины. Статус женщины. Кто-то придумал большие лестницы, чтобы ты потерялась. Так говорил он.
*** Я включаю «Твин Пикс»,– ты скажешь, что уже видела. Расскажешь, как ты была хиппи (а я нет), о том, как тебе хватило сил не закончить музыкальную школу. И теперь нас отличает только это, остальное более-менее вписывается в конвенцию разрыва.
Я расскажу, как мой муж научил меня пить джин с тоником, по примеру его покойного друга. Нет он не прошел войну во Вьетнаме/Афганистане/Сирии. Просто так надо. Просто приоритетное, как справедливость контроля, насилие, образование. – Ты уже говорила об этом, не помнишь? Тогда я напомню. Это было, когда я хранила тысячелетие на своем разлагающемся балконе.
***
Ветви выглядят немного растрепанными посреди неба, наполненного желанием, посреди мужчин, которые, [сделали вид, что] не заподозрили. [Как будто бы] не заметили, что деревья - это кормящая мать, ее волосы и подбородок опущенный.
Бежать, уменьшаясь в размерах, к самой выдуманной на свете. Оттого что синий гораздо шире, Мир сложнее и проще. Снизу деревья кажутся матерью, а ее молоко предназначено сыновьям. [Нас украдкой она кормит].
***
Хочется увидеть, как ты сокрушаешься, как ты возбуждаешься, И вообще, делаешь что-то несвойственное себе/ мне. Хочу увидеть, что тебе свойственно. Хочу - от "невозможно увидеть" - до "невозможно смотреть". Наблюдаю твои неловкости, будто дотрагиваюсь языком до больной десны. Снова и снова. Хочу видеть тебя под дождем. И эту женщину, которая каждый раз приходит к тебе. И себя [не]оставленную тобой
|
Отзывы экспертов
Мне кажется, что Татьяна Губанова, сколь бы я ей не симпатизировала, несколько ошиблась с выбором критика для рецензии, потому как никто не знает лучше молодую самарскую поэзию, чем Виталий Лехциер и — теперь еще — Катя Сим, поэты, культуртрегеры, делающие много для того, чтобы самарские поэты были известны во всем русскоязычном поэтическом пространстве. Можно, конечно, не примыкать по каким-либо причинам (и у каждого есть право на эти причины) к чьим-либо литературным инициативам, но вводные данные почувствовать себе своей в определённом самарском поэтическом кругу у Татьяны Губановой есть. Во-первых, её поэзия очевидно использует практики актуального письма. Та точка, из которой движется поэтесса, возможно, не учитывает опыты докупоэтри, важные для Виталия Лехциера, но она оказывается возможна после знакомства с текстами Кати Сим и других современных самарских и несамарских авторов. Во-вторых, в её поэзии есть определенного рода целостность, когда во всей совокупности высказываний проступает авторская манера, ну или сигналы ее становления/наличия. Собственно номинирование на премию АТД и вхождение в лонг-лист в этом году означает практически признание этого факта, остается дело за малым: дооформиться, стать за счёт некоторого набора тем, образов и эстетических решений автором символически значимым и опознаваемым. Но именно это «малое» пока что представляется главной проблемой Татьяны Губановой. Ибо прощание с детством, мучительное становление идентичности, отзеркаливание Другого, которые мы видим в этой подборке, для поэзии молодых, скорее, общее место. Хочется, чтобы поэтесса его быстрее преодолела. Впрочем, здесь я плохой советчик, поскольку понимаю, что и из любого материала можно сделать что-то действительно новое, была бы воля автора, помноженная на его умения. А вот что действительно радует в текстах Татьяны Губановой: вполне убедительные попытки репрезентации повседневности, онтологизирующие и, можно сказать экзистенциализирующие её, переводящие событийный порядок в нарратив, к которому, в свою очередь, подключаются воображаемое и символическое. Пример — первый текст из подборки до «света, повторяющего тишину» (эта кода воспринимается как клише). Или вполне сильный последний текст.
18.10.2021
|
|