Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Города Украины
Страны мира

Студия

Проба

вернуться к списку текстов напечатать
На рассвете человек хоронит на заднем дворе кота
Aлина Дадаева, 1989 г.р., Мехико
На рассвете человек хоронит на заднем дворе кота,
ожидая к августу его второго пришествия,
но позади кота восемь черных жизней,
и в конце лета он вырастает у порога
красной розой (всякая роза —
лишь разновидность кота,
от хвоста до шипов).
Человек, не признав розы, срезает розу
и несет розу на могилу коту.
Умирающий кот,
жертва превратных представлений
о статичности форм, цветов, наименований
и положения объекта в системе координат,
остается лежать поверх самого себя,
источая приятный запах телесного распада,
утрачивая округлость красной головы
и отточенность свежих когтей.
Человек, прождав до конца декабря,
разочарованно оплакивает кота
и помещает его черно-белое фото
в траурную рамку.

Отзывы экспертов

Смерть и страдания домашних животных — тема очень рискованная и одновременно, казалось бы, беспроигрышная, потому что обращается к сентиментальности внутри каждого, и читатель реагирует не на стихотворение, не на то, как оно написано, а на то, о чём оно, на собственную боль или представление об этой боли — котиков и собачек любят. Думаю, что никогда текст о каких угодно страданиях человека, катастрофах и геноциде не вызовет такого эмоционального отклика, как текст о страданиях и смерти животного (потому что домашнее животное — в том числе идеальная фигура для переноса). Оказалось удивительным совпадением, что Алина Дадаева послала это стихотворение на отзыв именно мне, потому что я как-то специально думала об этом, и решила, что эта тема единственная, на которую я для себя ставлю табу.
Алина Дадаева, которая такого табу не ставила, справилась с темой, на мой взгляд, блестяще — очень изящно, очень деликатно. Здесь нет прямой, грубой сентиментальности, сохраняется отстранённость, но без цинизма — это печаль боковым зрением. Перед нами философское стихотворение о неизбежности смерти вообще, и это не банально, потому что каждый переживает это для себя впервые, и сколько раз не повторит — всё впервые. Апелляция к узнаваемым моментам массовой культуры, к «Кладбищу домашних животных» Стивена Кинга и обеспечивает это умное отстранение, это невпадение в безоглядную сентиментальность.
25.10.2019

Эксперты

Участники

Анна Гайда поэт
Казахстан
Родилась в 2002 г. в Алматы. Выпускница Открытой Литературной Школы.
Публиковалась в разделе «Звательный падеж» на сайте «Полутона», в литературно-художественном альманахе «Артикуляция». Проекты: музыкально-поэтический вечер «Метаморфозы» (2019), «Лекция-перформанс на тему KissЛот» (2019).
подробнее


Галина Рымбу поэт
Москва
Родилась в 1990 году в Омске, изучала в университетах города филологию и теологию. С 2009 г. живёт и учится в Москве. Публиковала стихи в журналах «Воздух», «Шо», «Гвидеон», «Волга», «Сибирские огни» и др. Шорт-лист премии «Дебют» (2010), финалист премии «Литературрентген» (2010).
подробнее

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service