Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Города Украины
Страны мира

Студия

Проба

вернуться к списку текстов напечатать
Рябь от рыбы
Никита Чубриков, 1983 г.р., Челябинск
* * *

Рябь от рыбы, вода расправляет свои плавники,
А в глазах рыбака многозначные красные блики,
Раб работы, всегда и везде гарпуны и крючки,
Песни рыбьего царства, и волны подчас злоязыки.

Языки забытья злонамеренны, в воздухе соль,
А в глазах – пестрота, а во снах – рыбий царь на престоле,
Что-то вызреть должно под водой, как подводная боль,
Как рука океана сжимает запястье моря.

Что-то вызреть должно, так кричит исступленно прибой,
А рыбак наблюдает, как рыбы стремятся наружу,
Он хотел быть водой, нестареющей, мудрой водой
Забегать на песок и ласкать раскаленную сушу.


О настоящей любви между машинистом и паровозом

Паровоз копотью удобряет Родину,
Машинист прорехи в нем заделывает,
Они научились через пропасть огненную
Прыгать и летать, оставаясь целыми.

Паровоз машинисту желает радости,
Машинист в топку бросает смородину,
Их душа общая расцветает от гордости,
И они оба обожают Родину.

Машинист паровозу на жену жалуется,
Паровоз машиниста жалеет, укачивает.
Их душа общая желает малого –
До звезды долететь, никуда не сворачивая.


* * *

За плотью плоть, в колечках дыма свет,
Идет весна, заплаты на фате,
Пустой стакан, осколочки побед
Иных побед, победы уж не те.

За бродом брод, и пусто в зеркалах,
Нам не дождаться нереста невест,
Колечки бед сцепились – все дела,
Все цепи пластилиновые здесь.

Пустой стакан и отпечатки рук,
Забытый знак, закрытый глаз – проснись,
Очнись, сестра, ты слышишь этот стук,
Стук топора в глухонемую высь.
За плотью плоть, колечки дыма жмут,
Весна в фате, а впрочем, без фаты,
Невесты ждут, освободи от пут,
Закрытый глаз глядит из пустоты.


* * *

Рассказчик вещает о свойствах пришедшей весны,
О чем-то духовном и страшном, и плавится воск.
Земля порывается встать из сугробов страны,
Страна поднимается вверх сталагмитами слез.

Страна незнакомо шагает по лесу вперед,
В заброшенный ров, а точнее, в заброшенность рва.
Рассказчик глотает слова, и рассказчика рвет –
Такие слова, что способны рассказчиков рвать.

Под пленкой воды, в углублениях темного рва
Рождается слух о недавно пришедшей весне.
Рассказчик почил, но оставил в наследство слова
О некой идущей по лесу незримой стране.


Наяда

Это несправедливо – лакать с залива –
гнилостного. Гнильем порастает зона
пансионата. Небо плывет игриво
слабо подчеркнутое линией горизонта.

Это Евгения, девочка из притона,
это наяда, вылупившаяся из ила.
Тонкой ладонью слепо и обреченно
солнечные часы остановила.

Гонщик, оставь свой парус, остынь и сдайся,
влейся в ее объятья на старом пляже.
Где-то внутри огромный плывучий айсберг
грубо размажет утренние пейзажи.


Руки травы

Руки травы, пыльца неизвестных цветов
Тянут к земле, вдавливают в почву.
Весточки-сны юных проводников
Стайкой летят за поездом тихой ночью.

Лес обретает плоть, обрастает весной,
В складках деревьев снег филигранно соткан.
Хвойные боги еще не рожденный свой
Крик вынашивают в подбородках.

Мой проводник в благоуханном сне
Ест землянику, ищет свою поляну,
Сказочный лес прижимает его к себе,
Руки травы ласкать не перестанут.


* * *

Скажи о главном, пока ты находишься здесь,
Около медных чешуйчатых поездов,
Просто однажды выдохнешь эту смесь,
Чтобы сделать один единственный вдох.

Скажи о главном, пока дрожит тетива,
Пока голубая сталь не стала бордо,
Пока в святая святых копошатся слова,
Летит стрела в желанье добраться до.

Скажи о главном, пока за спиной дождя
Ты прячешься от него, как дитя впотьмах.
Канатоходец запнется о воздух для
Того, чтобы мы не забыли о тех словах.


Женская песня

Пролейся в меня, как огонь проливается в воду
Раздвоенной змейкой из рук молодого факира,
Вползи в мое тело несмело, почти инородно,
Как дым неохотно вползает в нетронутость мира.

Себя допивая из мутных бокалов природы,
Ты можешь пролиться в меня и закончиться после,
Почти принародно, бесцельно, а также свободно,
Но ты остаешься лежать на поверхности плоской

Стекла, не стекла твоя капля на капище плоти,
Не въелась в тугой позвоночник, в пустую породу,
Ты можешь дышать сквозь меня, и я буду не против.
Пролейся в меня, как огонь проливается в воду.


* * *

От поцелуев звезд остаются язвы,
Червоточины в белом теле, в его неясном
Голосе. Голову сворачивает от вопроса.
Что-то в тебе меняется – жест и поза.
Город стоит бесконечный, он вязнет в лязге.
В каждом толчке дыхания признак сказки.
Ночь подступает к горлу, как спесь и морок,
Завтра взойдут плоды, но взойдут не скоро,
Этого завтра ждать нам придется долго,
В каждом прикосновении свойства шелка.
Звезды контуженно падают не по веснам,
Слышится звук незаданного вопроса.


Орбитальная станция

Орбитальная станция сходит на нет
В океанские воды сплошного прилива,
На лощеных боках – поцелуйчатый след
От осколков комет, пролетающих мимо.

Относительный страх, космонавты пьяны,
А в глазах пелена и покинутый космос,
В темных датчиках – мертвые слезы луны,
Как упрек, позывные страны, как засосы.

Орбитальная станция входит в покров
Онемевшей воды и вода принимает,
Как подарок, киты приплывают на зов
Окружают, ласкают и все понимают.

Отзывы экспертов

Конечно, это очень хорошо. Если учитывать молодость автора, невероятно хорошо, хорошо без оговорок, очень зрело, гармонично, мощно. Если же обойтись без скидок на возраст и опыт и попробовать рассмотреть эти стихи по самому высокому культурному счету, то проявляется в некоторых стихотворениях очевидное (и всегда пагубное) влияние Бродского, а в других — лучших — стихотворениях Чубрикова, где удлиняется строка, — менее очевидное и более благоприятное влияние. Просодия, мелодические ходы, открытые в 30-х годах в Париже Анной Присмановой и «переоткрытые» в конце ХХ века в России. Чубриков уже сейчас превосходно пишет реальность остановленного или плавно текущего времени, скорее состояние, чем действие, своеобразный медитативный кадр Тарковского.

Предугадать динамику развития поэта, наверное, невозможно, но отсюда видны два пути: расширять круг предметов письма, включая туда самые «неподходящие» — темповые, сюжетные, — и уточнять собственную мелодическую систему.
25.12.2008

        В подборке, по крайней мере, три хороших стихотворения: «Рябь от рыбы, вода расправляет свои плавники…», «Рассказчик вещает о свойствах пришедшей весны…», «Пролейся в меня, как огонь проливается в воду…» (последнее чуть слабее, поскольку заложенные в стилистике автора претенциозность, экзальтированность уже несколько превышают меру). Немного отдают, конечно, Львом Лосевым… Ну это для меня — Лосевым, кому-то, уверен, придет другое имя, еще кому-то — третье и т.д. Главный, но и решающий недостаток этих стихов — отсутствие того самого «лица необщего выраженья», в том числе и в следовании (безадресное). Поэзия вообще, и подпись под стихами можно запросто менять. (Я заметил, что в своих рецензиях повторяюсь — вот с этим упреком в «общей» поэзии, поэзии общего пользования; и тут вопрос: то ли повторяюсь я, то ли — авторы.)
        Интересно, что все три (стихотворения) писаны трехсложниками, и я невольно спрашиваю себя: обаяние стихов — от автора или от почти физиологического (на что давно я обратил внимание) воздействия укачивающего, ласкающего ритма; а него отзывается организм, тут что-то связанное с младенчеством. Тем не менее, в стихах есть то, что делает их привлекательными (для читателя), это сразу опознается как «поэзия» (а что еще надо?): звукопись, несколько простоватая, конечно («рябь от рыбы»); различные по яркости (можно выстроить иерархию) образы: «злоязыкие волны», как и «злонамеренные языки забвения» — это хорошо, как и «подводная боль», или вода, «ласкающая раскаленную сушу», или «сталагмиты слез», как и «неохотно вползающий раздвоенной змейкой в воду огонь» (я, кажется, соединил два образа)… Примеры можно множить.
        То же самое (звукопись, образность) относится и к другим стихотворениям этого автора: «нерест невест» — на грани абсурда, но в том и прелесть (стараюсь исходить из законов, установленных автором), «колечки дыма жмут» — наверное, самое удачное образование в подборке… Разве что претенциозность, непростота еще вырастают, свойство стилистики обнажается, выступает (выплескивается) наружу. Что-то расположенное между Маяковским и Северянином: это ужасное «игривое» небо («Небо плывет игриво / слабо подчеркнутое линией горизонта…»); или про «плывучий айсберг», который «грубо размажет утренние пейзажи»; или «медные чешуйчатые поезда» и так до крика, который «вынашивают в подбородках». Забавными мне также показались следы русской рок-поэзии (совпадение? влияние? мои личные ассоциации?), забавно их (следов) простодушие: от родины-смородины» и до «рук травы».
        Вообще существует (и об этом стоит сказать), на мой взгляд, — несколько детское, представление о поэзии, которая «есть образы», образность. На самом деле, я, например, не вполне понимаю, что такое «своеобразный образ» (уместная тавтология): он всегда своеобразен (если не цитируется), так как его придумал «я». (На вовсе низовом языке: образ сможет придумать всякий, это вопрос начитанности, вообще «культуры».) И, напротив, всегда выполнен по готовой модели (трудно мне представить, хотя теоретически это и возможно, сейчас «изготовление» новой образной модели.) Но есть то, что в неизмеримо большей степени несет в себе свое-образ-ие (физиологию поэта): ритмика, пластика, движение стиха…
25.12.2008

Эксперты

Участники

Серафима Литвиненко поэт
Москва
Родилась в Краснодаре в 2002 году. Студентка Литературного института им. Горького. Участвовала в программе Between the Lines Iowa International Writing Program (2020). Публиковалась в журнале «Флаги». Живет в Москве.
подробнее


Марсель Саитов поэт
Уфа
Родился в 1988 году в городе Салават. В настоящее время живет в Уфе. Участвовал в различных региональных литературных проектах, Неделе молодой поэзии в Москве. Публиковался в журнале «Бельские просторы».
подробнее

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service