Отзывы экспертов
Стихам Светланы Бубновой свойственна некая намеренная отчуждённость, затруднённость речи, выведение её из собственно речевого регистра. Здесь уместно вспомнить о мелькающем в последнее время ещё не термине «поэзия нейросети». Ещё, мне кажется, эту интонацию уместно называть «язык роботов», имея в виду не механистичность речи — при всей своей отвлечённости она не механистична, но попытку выхода — или состоявшийся выход — за пределы собственно человеческого мышления, но не мышления вообще. Как ориентиры в первую очередь здесь, конечно, вспоминаются стихи Ники Скандиаки и Вадима Банникова, причём работы Светланы ближе как раз к Вадиму Банникову, потому что перед нами не схемы, не перфокарты, а стихи в традиционном понимании, но угол зрения в них несколько смещён, собственно это зрение, осуществляемое не монитором, а всё-таки глазом, но глазом, в который встроены пиксели — не в реальность, увиденную им, а в саму его стеклистую плоть. Светлана Бубнова выбрала для себя очень интересное направление, может быть, самое интересное не только в современной поэзии, но и вообще в развитии сегодняшней мысли, и на этом пути она уже совершила ряд точечных поэтических открытий, начиная с открывающих подборку слов «зрение отрывается и// ничто повторяется//в трещине глаза», и задающих отмеченный выше контекст нечеловеческого (но и не мистического зрения), по иному ощупывающего привычную реальность и преображающего её в ходе такого ощупывания. Думаю, также Светлане интересно посмотреть проект в фейсбуке Олега Пащенко, где он формирует поэзию нейросети без участия человека, но без вычета человеческого, беря за основу уже имеющийся корпус текстов отечественной поэзии.
26.11.2019
|