Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Города Украины
Страны мира

Студия

Проба

вернуться к списку текстов напечатать
Под сокровенной горой (три стихотворения)
Михаил Бордуновский, 1998 г.р., Москва
***

Мир такой: подсолнух глядит во все стороны,
колокол доведен до слёз,
змеиные язычки взошли меж колосьев гнева;
вот стоит протоиерей:

можно укрыть плащом свою совесть, вырастив сад,
можно пожертвовать домом, разводя черный огонь,
можно заточить звезду и вложить её в грудь сына; но
нельзя, невозможно, немыслимо.

Вышел — и надвое разделился, поскольку суетен.
Азия ориентируется по запаху, с выколотыми глазами,
Босфор неприлично бел — мальчик с широкими бёдрами;
вот стоит зверь:

кто знает винный костёр лошадей, похожих на камни?
знает собачью шерсть пополам с земляникой?
расколотый предел долготерпения моего отца?
все догадываются, но не в силах классифицировать, не в силах вымолвить слова.

Линней очнулся в животе гепарда,
Царь сорвался с цепи, разгрыз
каменный купол храма, затем только чтобы —
ну, как бы это сказать по-русски?..

Я уже перетерт на стекляшки для калейдоскопов;
жалость моя размножена, но душок гниения
всякий раз мягко шагает из ванной к постели:
тогда я лежу на тупом полу, как топор.


***

Гранатовое вино в кобре болтается, как в колбе —
это наши девушки выдоили свои волосы,
отягчённые дурным зерном, как городские птицы —
пока мы забывали принять оружье из рук мёртвых.

Кто стоит в одеянье царя под сокровенной горой?
Моя мать плакала (она сосновый языческий идол)
пока я насиловал царевну, унаследовав часть страны,
на которую ни один орёл не отбросит тени.

Потряси крылышками, синичка надежды, если видишь меня и расскажешь всем обо мне.
Валуны зубов моих изрезаны горем и снегом —
так кто стоит в одеянье царя под сокровенной горой?
Кто, отвечай, стоит в одеянье царя?!


Хазары

Уголек добрался до губ —
пересёк луг,
древний город в дельте Волги (пять букв):
Итиль —
посреди пространства торчит, как в степи ориентир,
но его во времени не найти.

(из-под земли исчезают кости, бусы, погребальные украшения,
поле курганов становится полем, где не откопать ничего вообще)

Чёрн лошадиный круп,
хорошо кагану, ведь он почти труп,
мир лежит у себя самого во рту;
поднимается ропот почвы, а сын царя
входит в реку и видит — арабы пересекли Дарьял.
Время как палка, но для тех, кто его наследует — как змея.

Сын Иосифа, внук Аарона временем правит со злостью —
и двенадцать тысяч всадников из арабского войска
проходят страну насквозь, но

от южных склонов — и вплоть до Каспия не отыскать
ни одного иудейского отпрыска.

(в других травах другой эпохи внук Аарона, сын царя,
входит в реку и видит: новая армия пересекла Дарьял)

Отзывы экспертов

Перед нами стихи визионерские и одновременно вырастающие из культуры — видения нарочито, подчёркнуто ориентальны, экзотичны, у них есть контекст, который и диктует и образный ряд, и стилистику. Стихи выглядят «проектом», может быть, частью историко-фантастического романа в духе «Арабского кошмара» Роберта Ирвина, также ассоциативно вспоминается поэзия Василия Яна из знакомых с детства книг, но здесь же и Киплинг, и «Кубла-хан», не случайно мы заговорили о визионерстве — фантазия Кольриджа в его голову тоже попала сначала из книжек, из культурного воздуха, а отнюдь не зародилась в опиумном тумане. То, что этот «роман» не написан и, скорее всего, и не собирается быть написан, сообщает стихам особое, дополнительно сгущение (хотя они и без того весьма суггестивны) — весь смысл как бы вытянут из незаполненного пространства текста и сконцентрирован в стихотворных комках. Индивидуальность звучания стихов обеспечивается неожиданностью сменяющих друг друга образов, авторской логикой, вроде бы и закономерной, но непредсказуемой: так средневековый хазарский город вырастает из строки кроссворда. Также хочу отметить, что я уже читала другие стихи Михаила Бордуновского, они мне тоже показались интересными, но здесь, кажется, автор вышел на другой уровень, вырос над собой, развивая ранее намеченные тенденции.
29.09.2019

Эксперты

Участники

Али Алиев поэт
Москва
Родился в 1997 г. в Москве. Учился в литературном институте им. А.М. Горького (семинар Г. И. Седых). Публиковался на сайте премии АТД (open call) и в поэтическом сборнике «Срез» (2018).
Занимается графикой и живописью, состоит в поэтическом объединении «Нулевой круг».
подробнее


Андрей Филатов поэт, филолог
Санкт-Петербург
Родился в 1995 г. во Владивостоке. Аспирант филологического факультета СПбГУ; там же окончил бакалавриат (кафедра английской филологии и лингвокультурологии) и магистратуру (кафедра истории зарубежных литератур). Публиковался на платформе «Ф-письмо», в альманахе «Артикуляция», журнале «Воздух» (в разделе «Хроника поэтического книгоиздания»); провел три открытые лекции по американской поэзии; включён в лонг-лист Премии Аркадия Драгомощенко (2019). живёт в Санкт-Петербурге.
подробнее

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service