Отзывы экспертов
Редкий случай, когда по прочтению подборки, остались смешанные чувства: стоит ли здесь говорить что-либо и будет ли сказанное сколько-нибудь полезным для автора? Начну с того, что в этой поэзии есть. Есть чёткое понимание того, что современная поэзия обладает самым широким набором тем и инструментов для пресловутого приращения смыслов и конструирования индивидуальных поэтик. Автор обращается к верлибру, публикуется на «полутонах» и вполне осознанно вступает на поле актуальной поэзии. За его спиной существенный культурный багаж, филологическое образование и начитанность — общая и наособицу, античными авторами, которые, если не побуждают к сотворчеству, то дают немало сюжетных и образных решений. Интереснее всего наблюдать, как автор преодолевает пиетет по отношению к античным образцам и пытается выстроить на основе заимствованных элементов собственный художественный мир и свою поэтику (видна работа с языком). Мне кажется, подобная стратегия может далеко завести Даниила Артеменко и оказаться на каком-то этапе абсолютно инновационной. Пока эта возможность лишь наметилась, но не реализовалась.
Продолжу тем, что в этой поэзии есть, но, возможно, оно не так уж и необходимо. Молодых авторов неизбежно узнаешь по обращению автобиографическому письму, к семейным будням и семейной памяти. Детские колготки, мама, которая подметала пол, — очень личные детали, которые, по идее, попадая в пространство поэзии, должны бы как-то работать, а не просто указывать на то, что осталось в виде воспоминаний, т. е. за ними могли бы быть какие-то иные смыслы, кроме индивидуальных. И ещё один маркер молодой недооформившейся поэзии: целостный субъект, который сам по себе вовсе не плох и не хорош, но в иных контекстах все же оставляет ощущение, что перед нами субъект, состоящий из клише.
И наконец, чего нет в этой поэзии, но, возможно, не мешало бы ей приобрести. Здесь я опять-таки откажусь от роли советчика, потому как эта подборка в случае молодого автора вполне даже убедительна, но посетую на некоторую оторванность от актуальных контекстов, словно бы не понимаешь, что действительно важно для автора, чем он живёт (помимо семьи и любви, уж слишком предсказуемых).
18.10.2021
|