Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Города Украины
Страны мира

Студия

Проба

вернуться к списку текстов напечатать
Помнишь?
Даниил Артёменко, 2001 г.р., Москва
***

в небе что-то

а всё же не важно глаза да скважины
что же мигаешь пространством — и временем — да, и врением и их прением

волосы у меня густые мама говорит а глаза будто остыли
замостили улицы: сунь между брусьев в торф бересту и
помолись христу чтоб вспомнили тебя хоть и не за дела твои

— а за слова твои за осколки
подумай: одни слова

должно быть змей на тонких проводах


***

откуда эти колыбельные не правда ли
человек впервые находит поэзию
в колыбельных
мир снаружи страшен а уют не нарушен

и слов почти нет скрипит корабельная ось
не знаешь закрыть глазами и
слышать шуршанье шин и мельтешение игрушек

прошуршали шины деткам надо спать

и вот в детских колготках
(мне сложно было понять
как они надеваются)
я видел как свет проносится
в грузовике
и думал: прошуршали шины

и помню мама
подметала в комнате
и пыль вздымалась
вихрем на солнце

была весна и ещё что-то


***

бьюсь о новое стихотворение
как эта летучая
вроде кузнечика
бьётся в жару
о стекло

и когда человек
опускается
в ушах метро
пахнет мефедроном
как измеряется метроном
как изменяется метроном
когда появляется
другой

и все эти поезда
как усики шарманки
шумят музыку
и я мечтаю броситься
под этот шум
как мечтаю убить
такого огромного
как бабочка
комара

я боюсь их
а они всего лишь что-то
опыляют я убиваю то
чего боюсь


***

плакать по себе стыдно
ты возьмёшь жёсткий воздух в горло
а там уже твой голос

помолчав человек
понимает и смиряется

но обычно молчание есть молчание
предвестник утраты и рати её топчут
уголки и иголки строчáт

вот и говорю что нет его

больше всего молчание похоже на
потерянную кошку
вдруг скажешь а ничего в ответ

бежишь по залу шуршание пыль
пыль от слова пыланье на солнце
мышка и камыш — как их выпрямишь
сланцы у входа и залá в корешке
ты ждёшь её к вечеру а она
прячется в сукновом мешке

и наконец
не важно найдётся вместо
и будешь чуять как кружится запах
один ты его помнишь

ты мила мне как когда-то была мила
шелудивая пластмассовая юла

та юла отдавалась всему
детскому саду: я жалею тебя юла


***

это стихотворение написано
комнатным светом
предстоящего причастия

сейчас я боюсь только что
вожделение и украденный томик рэмбо
из читай-города
это не грехи вовсе
но святой дух до меня:
до меня молодостью
шалостью жизни и вещей

но батюшка
ничего не спросил
колокольный звон

было горячим покрывало
я грелся и читал какую-то
энциклопедию

и дивился пыли

из окон главки храма
светил тополиный пух

радуга молчала на газетной
двери зеркало отражало
дверь поскрипывала шуршала
штукатурка за обоями
из 90-х газет

тогда я забыл вкус кагора с просфорой
я думал кагор будет вроде варенья

теперь знаю

что слышал я в этих пылинках
колокольный звон


***

любовь моя
мы вместе будем помнить
видеть и чувствовать
я буду есть просфору
а ты лепить из теста

маленьких человечков

всё закончилось
и думай об этом как
утонувший пловец
помнит себя рыбой

ты ведь думаешь
как захлебнулись судьбой
теперь живём в ней
и никогда не соберёмся
обратно


***

любимой сестре

когда сгустится
тьма на краю боюсь
когда сгустится и возложены будут
гекатомбы
боюсь встретить тебя там
мой друг

ты мила мне помнишь
прятки от
других людей

так прядут мойры жизни
наши спутались
в этом
всё дело

забраться с головою
под одеяло вдвоём
чувство как будто
спрятались насовсем

там во тьме
среди героев и страдальцев
я заплакал и спросил бы тебя
ты ещё
помнишь?

***

так он заговорил

слова эти забудьте и прореците
уж после

и вот я помню а много ли оттого

сказал и его одежды выблели
как бывает только солнце

и вот я читаю а много ли читаю

сказал и сошли ещё трое

и вот я говорю их и ничего
я только безумен

сказал и кущи три легли на гору

а дальше кушанье подобное спасителю уготовьте ему скоро
отходить
ко сну


***

опусти руку феофан
не будь грустен и слушай извести треск её шипение слушай

проследятся пути на песке растворятся виски
что кисти брать в руки прескве-
рны пути твои и замыслы твои на воздухе глыбой

говорит и чернит капелей на зрачках — и бо-
рцы: злого звука флейт на итаке впредь не услышишь —
ангелы его говорят всё не то и не так

опусти руку феофан
не наступит сухой а фреска сырая будет ждать не срывая — тьмы

резких два придыхания одно пропало и спишь ты
глаза вязнут и слипаются пальцы от пихты
в губах ихтис

мне точка забылась и сам я теперь известь
и не вижу тебя в инее не раскрытого лика
отвечает: линия

опусти руку феофан


***
любимой сестре

когда сгустится
тьма на краю боюсь
когда сгустится и возложены будут
гекатомбы
боюсь встретить тебя там
мой друг

ты мила мне помнишь
прятки от
других людей

так прядут мойры жизни
наши спутались
в этом
всё дело

забраться с головою
под одеяло вдвоём
чувство как будто
спрятались насовсем

там во тьме
среди героев и страдальцев
я заплакал и спросил бы тебя
ты ещё
помнишь?


***

эллада светится до сих пор
гектор обращён
к своим щиколоткам
как мышцы сухожилиям

спроси их отчего
принесут в лапках весточку

не вернётся он
домой одиссей вернётся
а ему
не суждено

быстрая птица
столь страшно великой пучины пространство

итака сама зовёт
молчит андромаха

в свечении этом есть свет и иной завет


***

осуди и меня агамемнон
я — храбрейший из всех хоть не ветвь и не отрасль

только смерть разлучит
а мало ли что ещё?

загремели доспехи

стрелой
веселящаясь феба

и падшего смерть осенила

геба ж с боков колесницы набросила гнутые круги
медных колёс осьмиспичных

Отзывы экспертов

Редкий случай, когда по прочтению подборки, остались смешанные чувства: стоит ли здесь говорить что-либо и будет ли сказанное сколько-нибудь полезным для автора? Начну с того, что в этой поэзии есть. Есть чёткое понимание того, что современная поэзия обладает самым широким набором тем и инструментов для пресловутого приращения смыслов и конструирования индивидуальных поэтик. Автор обращается к верлибру, публикуется на «полутонах» и вполне осознанно вступает на поле актуальной поэзии. За его спиной существенный культурный багаж, филологическое образование и начитанность — общая и наособицу, античными авторами, которые, если не побуждают к сотворчеству, то дают немало сюжетных и образных решений. Интереснее всего наблюдать, как автор преодолевает пиетет по отношению к античным образцам и пытается выстроить на основе заимствованных элементов собственный художественный мир и свою поэтику (видна работа с языком). Мне кажется, подобная стратегия может далеко завести Даниила Артеменко и оказаться на каком-то этапе абсолютно инновационной. Пока эта возможность лишь наметилась, но не реализовалась.

Продолжу тем, что в этой поэзии есть, но, возможно, оно не так уж и необходимо. Молодых авторов неизбежно узнаешь по обращению автобиографическому письму, к семейным будням и семейной памяти. Детские колготки, мама, которая подметала пол, — очень личные детали, которые, по идее, попадая в пространство поэзии, должны бы как-то работать, а не просто указывать на то, что осталось в виде воспоминаний, т. е. за ними могли бы быть какие-то иные смыслы, кроме индивидуальных. И ещё один маркер молодой недооформившейся поэзии: целостный субъект, который сам по себе вовсе не плох и не хорош, но в иных контекстах все же оставляет ощущение, что перед нами субъект, состоящий из клише.

И наконец, чего нет в этой поэзии, но, возможно, не мешало бы ей приобрести. Здесь я опять-таки откажусь от роли советчика, потому как эта подборка в случае молодого автора вполне даже убедительна, но посетую на некоторую оторванность от актуальных контекстов, словно бы не понимаешь, что действительно важно для автора, чем он живёт (помимо семьи и любви, уж слишком предсказуемых).
18.10.2021

Эксперты

Участники

Юлия Чернышёва поэт
Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
Родилась в 1998 году в Минске. Училась на литературных программах факультета свободных искусств и наук СПбГУ (BA, 2020) и Бард Колледжа (NY). Исследует американскую поэзию XX в. Пишет на русском и английском языках. Стихи публиковались в Yale University Radio Zine «Relatively Deep Blue Neither Purple Nor Green» и в онлайн-журнале «Ф-Письмо». Участница семинара «Красное знание». Живёт в Санкт-Петербурге.
подробнее


Степан Бранд поэт
Москва
Поэт. Родился в 1989 г. Окончил московскую гимназию №1504, студент Московского государственного лингвистического университета. С 2007 года постоянно посещает семинары Алексея Кубрика и Леонида Костюкова при премии "Дебют", довольно часто — семинар Дмитрия Веденяпина в Институте журналистики и литературного творчества. Ранее не публиковался.
подробнее

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service