Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
Страны и регионы
Города России
Города Украины
Страны мира

Студия

Проба

вернуться к списку текстов напечатать
Живой, углепластиковый
Александр Судаев, 1987 г.р., Нижний Новгород
***

Мальчик бежит -
руки в стороны,
за спиной простыня.
Время лежит
как игрушечная змея,
упавшая фотоплёнка,
провода в кармане.
Время сидит
на дачном заборе,
детёнышах фонарей,
протекающем кране.
Время стоит
как жара над полем,
хрусталь на полке,
волчок на пальце.
Мальчик летит -
никогда не изменится,
ничего от него не останется.


***

Какая чистая речка плыть бы по ней на лодочке
стирать платочки носочки пепел баночки оставлять в песочке

какое светлое небушко лететь по нему на фанерочках тряпочках
воскурять керосинчик винтиком гладить ласточек

какая хорошая девочка белое блюдечко твёрдое семечко
класть бы её на грядочку чтобы росла поливать из леечки

какой я стал взрослый правда мамочка правда папочка
Правда правда сыночек кровиночка правильный мальчик


***

Страшно быть голым большим, неуютно снаружи,
сложно терпеть, пахнет чем-то жестоким простым
Страшно чудовища бросят, сбегут под кровать,
дом станет камнем, живот дирижаблем пустым

Надо быть деревом, пить ядовитые буквы,
целиться в космос, хранить на коре имена
Надо как яблоко тыква могила и клюква,
помнить внутри нет, не косточки, но семена.


***

Рассказ: познакомилась в парке, и всё заверте
опомниться не - мы в жёлтой облупленной тесноте,
лампы не сберега, чайник в коросте мал,
опомниться не - одеяло в меня заправлял.

Рассказ о рассказе: спасибо, я мёртво спал,
обычно здесь ночь разрастается как фрактал
и в центре шагает, соча непонятный страх,
женщина в белом, большой кусторез на воздетых руках.


***

Трамвай открывать свой тёмная естества
свой древний желанья отрезывать и кусать
ещё прошлый век твоя не носить голова
твоя повезти всего потерять чем писать
два раз повезти наука пытать торжество
сыны Поднебесная гордо стоять станка
рождаться послушный разума твоего
живой углепластиковый рука.

Отзывы экспертов

В стихах Александра Судаева поражает конфликт «маленького» и «большого». Подача этого конфликта как социального и экзистенциального не нова, она классическая и для русской литературы – от Гоголя и Достоевского до Яна Сатуновского («Одеяло с пододеяльником – поскорей укрыться с головой. Не будите меня – я маленький, я с работы, и едва живой»), и для мировой – вся кафкианская линия. Но этот конфликт от того и классический, что он – правда, и каждый открывает его в своей жизни даже не то, что заново, а именно – открывает. И Александр Судаев – тоже открыватель. Открыватель в том, что у него «маленький» (социально, метафизически) возвращается к своим истокам – «дитя», и даже не по Фрейду, а по Жану Пиаже, то есть к подлинному ребёнку, беззащитному и безжалостному в своём эгоцентрическом говорении. У него даже «большой» - «маленький»:
Страшно быть голым большим, неуютно снаружи,
сложно терпеть, пахнет чем-то жестоким простым
Страшно чудовища бросят, сбегут под кровать,
дом станет камнем, живот дирижаблем пустым
В современной литературе похожее решение предлагает Линор Горалик, и видно, что её поэзия значима для Александра, но у его «маленького» своё мировидение, свои эмоции – чуть приглушённые, как будто «маленький» и бояться боится. И это очень здОрово, на мой взгляд! Мне очень интересна и близка и эта линия, и то, как видит её Александр.
Мне кажется, его ближайшее развитие лежит именно в этой области – на стыке экзистенциального и социального, на умении не стыдиться своей слабости, а значит – быть человеком и видеть других людей.
08.09.2013

Мне показались интересными стихи Александра Судаева. В первом и втором текстах я вижу решенную – пусть и достаточно скромно – задачу, которую ставят перед собой авторы, которые при помощи примитивистских техник стремятся выразить осторожное приятие мира. В центр этих текстов помещён инфантильный субъект, осторожно нащупывающий (иначе не скажешь) значения тех или иных феноменов, обнаруживая очевидные или не очень (и тем ценнее) связи между ними. Другие тексты Судаева мне не кажутся столь же убедительными, но в них я вижу стремление отыскать новые территории для собственной поэтической работы.
Я бы посоветовал Александру Судаеву внимательно изучить традицию, авторы которой используют в своем творчестве примитивистские стратегии (условно говоря - от Козьмы Пруткова до Эдуарда Лимонова), а также поинтересоваться текстами представителей Лианозовской школы. Также в этом разговоре нельзя забывать об авторах, так или иначе преломляющих примитивистскую традицию сегодня: Игорь Жуков, Данила Давыдов. Кстати, теоретические работы последнего могут послужить отличным началом для самостоятельного изучения означенной проблемы.
31.05.2013

Эксперты

Участники

Максим Павлов поэт, прозаик
Москва
Прозаик, поэт. Родился в 1985 году в Зеленограде. Закончил школу в городе Лобня, учился в МАИ. Работает радиоинженером.
подробнее


Станислав Снытко прозаик
Санкт-Петербург
Прозаик. Родился в 1989 году. Учился на факультете социальных наук Российского государственного педагогического университета имени Герцена. Посещал семинар прозы Валерия Попова. Публиковался в журналах «Воздух», «Знамя», «Новое литературное обозрение», «©оюз писателей». Живёт в Санкт-Петербурге.
подробнее

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service