*Гемармен (в учении гностиков) — тюрьма заблудшего духа, отождествляемая с материальным миром — бушующим морем Саф.
***
Череп укрыт под кожей, под вязкой материей розовых мышц, под венами и мембранами, но череп не скрыт от взгляда, способного рушить стены; под кожей своей я вижу сверкающий череп рыбы.
***
Звуки, рассеянные в воде, нельзя игнорировать. Фрагменты не отделены от смотрящего прозрачной заслонкой, а значит, предметы лишаются собственной жизни, и голос, имеющий чуждый источник, идет от вибрации вашей гортани. Предметы сливаются в вязкую массу, кричащую одним голосом.
***
Когда я долго смотрю в аквариум, мне кажется, что между рыбой и мной нет ни стекла, ни воды, что мы находимся в едином влагоподобном пространстве, и стоит мне вымолвить слово, как рыба сейчас же его услышит, но ничего не ответит.
***
В далеких углах вселенной, сгребая ногтями окурки, макая глаза в пустоту, что снами, как звездами, пóлна, сидят пролетарии жизни и дышат издышенным воздухом, латая царапины в легких порывами плещущей злости; они, как и я, в той воде проносятся рыбами взглядов, они, как и я, созидают чужие миры из осколков. Они, как и каждый, мечтают.
***
Ты — часть моих лёгких, протез, сделанный из завязи сухожилий, и ставший отдельным предметом, но ветер влюблённости сомкнул половины вместе, и мышцы срослись с костями, скрепя окончанья нервов. Когда облака улеглись и пламя несбыточных ожиданий распалось на тьму и пепел, мы были уже одним целым.
***
Миры затекают в пространства сквозь черные дыры — фрагменты всеобщего космоса, лишенные места и цели, ставшие стержнем для роста нездешних вселенных, настолько заманчивых, что их невозможно отринуть движением, скорее они превращаются в поршни бездушного тела, и чёрная кровь наполняет нагретые лёгкие.
***
В паноптикуме взгляд устремлен к звездам, и каждая звезда — это взгляд, и страстный мечтатель, глядящий сквозь синь на звёзды, глядит в бесконечный колодец стальными зрачками звезд. В паноптикуме нет смотрящего — лишь мёртвые лучи глаз, стремящихся высмотреть подлинность в глубинах пустого пространства.
***
Мой взгляд расползается змеями, внедряясь в зрачки тех, кто смотрит на мир как на ясное целое, он рушит границы предметов, ввергая глаза в массу пепла, и сгустки материи стонут, ворочаясь в зареве тел, где люди и вещи едины, где в массе осколков лиловым и красным мерцают разрывы артерий. Я болен священной болезнью.
***
Мы провалились друг в друга, стали химерой о двух сердцах, драконом о двух аортах, мы тянем время, пытаясь вырвать тела друг друга из наших взглядов, мы речь возводим от "Я", но то фигура речи лишь, устав инерции, и чем мы дальше в одно сливаемся, тем чаще чувствуем свою разорванность.
***
Мечтатели пьют из мечтателей прогнившую кровь, отравляя пространство, что воздух сжимает, страшась потерять шаровидность; я воздухом жарким дышу, пропитанным пламенем тленья, я рыба, что к звездам плывет в чаду возгоревшейся нефти, во тьме преломлённого солнца.
***
Длительность — это усталость капли воды, стремящейся вытеснить мировой океан; это — поверхностное натяжение на стенках души, обретших плотность и неприступность, упругая тяжесть жира в тепле архейского океана; но дух — это не плоть. Дух — это не плоть. Мы столь глубоко увязли в материалистическом микрокосме, что позабыли спорадичность усталости. Ведь смерти может и не быть, а те ресурсы, за власть над которыми мы тратим без устали жизнь, могли бы быть вымыслом, каким последовательные социал-дарвинисты считают душу и прочие обнадеживающие иллюзии.
*** В одном неприметном дворе-колодце я видел кладбище черепах. Небесные черепахи сползались сюда умирать. Скелеты крошились и распадались на сизые хлопья пепла, а панцири оставались, и их пустые скорлупки напоминали каркасы машин, придуманных до появления человека. Но вскоре и они становились камнями.
***
[Двое стоят у межевого столба. Вокруг — пустынный пейзаж, голые скалы и резкий ветер]
Человек в маске шакала: «Ты смерти боишься?»
Человек с посохом: «Мне смерть безразлична. Я падать боюсь в бесконечность Зенона, я думать боюсь, что мой шаг развернется от края до края бесконечного времени. Как разом ступить за границу момента? Как вытянуть тело отсюда туда, чтобы здесь оставаясь, оказаться там разом? Я никак не решусь…»
Человек в маске шакала: «Ты смерти боишься».
Человек с посохом: «Я о смерти мечтаю, но мне лень умирать! Это так бесполезно — раздеваться до сути, что ни делай, всё в пыль и золу обернётся, и очищенный ветер будет скалы лизать бесконечность вперёд, без надежды и цели.»
Человек в маске шакала: «Ты смерти боишься!»
Человек с посохом: «Я падать боюсь в бесконечность шагов, посвящённых земле, что назад отступает; я мчаться стрелой не желаю к врагу, но лишь воздух пронзать, приближаясь к мишени. Как достичь то, что так далеко и так близко? Я боюсь приближаться К границе.»
[Человек в маске шакала глубоко вздыхает и толкает человека с посохом]
Человек с посохом, в полёте: «Ёбт…»
Ещё одно определение
Гемармен — это вязкая среда, напоминающая прозрачную органическую жидкость. Рекламные плакаты прорастают в ней скользкими щупальцами, внедряются в отяжелевшие веки и заставляют видеть несбыточное. Грань между плоскостью и объемом улетучивается: плоскости стендов становятся объемными, объем водного пространства — плоским. Легкие наполняются мутной жидкостью, которую трудно вдохнуть, но еще труднее — выдохнуть. Свет растекается мокрыми пятнами. Люди растождествляются с собственными проявлениями: лица становятся масками, жесты — сценическим антуражем. Идущая фигура являет собой множество собственных изображений, заманчивых и уродливых, внедряющихся в сферу сознания так же, как и рекламные плакаты. В мире насилия всему и до всего есть дело: каждый стремится подмять под себя другого, каждый стремится быть властителем или подвластным. Тела пребывают в единой среде Архимеда, выталкивая и пожирая друг друга. Факт существования делает тело неуместным, а значит, ему приходится прилагать неимоверные усилия, чтобы взойти на вершину мироустройства. Однако на каждую рыбу найдется акула больших размеров. В мире насилия тела неразрывно связаны, и это делает подлинное общение невозможным. Парадоксальным образом любовь существует только тогда, когда объекты отношения свободны. Любовь — это такой вид связи, который не сковывает предметы, не образует иерархии, не заставляет одного подчиняться, а другого — подчинять, не требует верности, а потому единственная способна на верность, не жаждет понимания, а потому единственная может понять. Гемармен — это мир без любви.
|