Предложный падеж
Когда Лада Чижова пишет, что «людей больше нет», она отдает дань одному из модусов современного поэтического языка, в котором совершается попытка устранить поэтический субъект, распылить его по поверхности окружающих предметов. В стихах Чижовой меньше вещей, чем у некоторых ее ровесников (например, у Кирилла Широкова), но больше голосов старших поэтов (Станислава Львовского, Геннадия Айги), задающих определенные дискурсивные матрицы, при помощи которых поэт «схватывает» изображаемую действительность. На передний план здесь выходит жизнь эмоций, однако эти эмоции, пропущенные сквозь дискурсивные машины чужих поэтик, сами словно бы «опредмечиваются», становятся вещами в определенной упаковке, вызывающими в памяти уже известные поэтические методы. Тексты Чижовой наполнены маркерами, фиксирующими некие состояния сознания в отсутствие того субъекта, который мог бы их испытывать. Не исключено, что этот субъект находится в процессе изобретения, и почти навязчивое сопряжение различных поэтик (находящихся, впрочем, внутри некоторого единого локуса отечественной словесности) — способ вплотную подойти к новой субъектности, рождающейся там, где аналитический инструментарий предшественников оказывается неэффективен. Кирилл Корчагин
|