Кого нужно читать и почему |
напечатать |
 |
Всеволод Некрасов
поэт
Фото: Владимир Строчков, 2002
|
|
Поэт. Родился в 1934 г. Учился на филологическом факультете Московского педагогического института им. Потемкина. На рубеже 1950-60-х входит (вместе с Яном Сатуновским, Генрихом Сапгиром и др.) в состав «лианозовской школы» поэтов и художников. В советское время опубликовал немногочисленные «детские» стихотворения, печатался на Западе с начала 60-х, на родине с 1989 г. (шесть книг стихов). Один из основоположников современной русской визуальной поэзии. В последнее десятилетие много выступал с критико-публицистическими статьями. Лауреат премии Андрея Белого (2007) в номинации «За особые заслуги перед русской литературой». Умер в 2009 г.
|
Визитная карточка
|
* * *
О.Васильеву
Веточка
Ты чего
Чего вы веточки это
А
Водички
|
Первое, что бросается в глаза при виде стихотворений Всеволода Некрасова, – это их необычность. Дилетант скажет, что это вовсе не стихи; умудренный читатель объявит это авангардом. Поспорить с этим емким словом трудно, тем более, что сам Некрасов охотно ввязывается в разнообразные диспуты на тему приоритета в области употребления тех или иных приемов. Да, вот визуальная поэзия, а вот – речевая. Только у многих авангардистов литературный эксперимент является самоцелью, а Всеволод Некрасов искренне сообщает нам, что вот весна, и распускаются листочки. Или делится раздражением по поводу того, что его действительно раздражает. То есть по сути мы находимся в абсолютно традиционной ситуации рождения стихотворения, но в условиях кризиса общедоступных поэтических средств. И имеем дело с автором, особенно остро переживающим пресловутый кризис. С автором, испытывающим физическое отвращение даже к отдельным полумертвым словам.
Скажем больше – авангардность средств, точнее, огромная внутренняя свобода при выборе этих средств позволяет Всеволоду Некрасову возвращаться к самым традиционным, самым классическим темам и поводам для письма. Среди любимых поэтов Некрасов упоминает Мандельштама, Глазкова, Мартынова, Окуджаву, Сатуновского.
Рассказывать о поэзии Всеволода Некрасова тем, кто только слышал его имя, или знает о нем немного, сложно вдвойне. Первая сложность состоит в том, что Всеволод Некрасов в 1950—1970-х годах радикально обновил современный русский стих, подспудно изменил само понятие о том, что такое поэзия, но сделанные им открытия сегодня известны большинству из тех, кто всерьез интересуется стихотворством – не из вторых, так из третьих или из четвертых рук, — от тех, кто продолжает традицию Некрасова сознательно или воспринял ее, сам того не заметив. Знать о том, кто придумал «все это», о том, что у состояния современного русского стиха есть конкретные авторы, кажется необязательным, какой-то дополнительной эрудицией — наподобие информации о том, кто изобрел Интернет или разработал действующие стандарты мобильной связи. Вторая сложность состоит в том, что Всеволод Некрасов известен не только как выдающийся поэт, но и как резкий, нетерпимый полемист, уличающий почти всех критиков и филологов в заговоре молчания против современной поэзии вообще и против него лично в особенности. Эти полемические выпады мешают некоторым заметить важность того, что сделано Некрасовым в поэзии. С исторической точки зрения нет ничего особенно удивительного в фигуре значительного писателя, обрушивающегося с несправедливыми нападками на современников: Иван Бунин, как известно, на дух не переносил поэтов Серебряного века и не признавал даже самых крупных из них, таких, как Блок или Хлебников, — и много раз писал об этом, а Иван Гончаров в конце жизни печатно обвинял в плагиате Ивана Тургенева и, к сожалению, выглядел при этом человеком не вполне адекватным. Проблема, однако, в том, что Некрасов изначально совершенно прав: критики и филологи до самого недавнего времени действительно до обидного мало интересовались современной русской поэзией, в том числе творчеством товарищей Некрасова по «лианозовской школе» – Игоря Холина, Генриха Сапгира, Яна Сатуновского, Евгения Кропивницкого – людей, которые вместе с Некрасовым и реформировали русскую поэзию. Положение стало меняться только в последнее десятилетие (Сапгировские чтения в РГГУ, публикация исследований и эссе Михаила Айзенберга, Владислава Кулакова, Григория Дашевского и некоторых других) – но меняется оно медленно. Так что в своих призывах Некрасов был бы прав, если бы не переводил все в плоскость «теории заговора». Его статьи имеют большое историко-литературное значение, но в то же время Некрасов несет полную ответственность за все те несправедливые нападки, с которыми он обрушивался и обрушивается на своих коллег. «Лианозовская школа», к которой принадлежал Некрасов, — одно из первых сообществ в русском неофициальном искусстве, — сложилась в 1950-е годы вокруг поэта и художника Евгения Кропивницкого и его зятя, художника Оскара Рабина. Принадлежавшие к ней авторы не пытались публиковать свои стихи – понятно было, что это невозможно, и не только по политическим причинам, но и потому, что их стихи никак не соответствовали весьма ограниченным эстетическим рамкам советской поэзии. Картины художников «лианозовской школы» тоже можно было показать только в Лианозово – в этом пригороде Москвы жил Оскар Рабин, который в 1956 году начал каждую неделю устраивать в своей комнате показы неофициального искусства. В Лианозово поэзия впервые со времен футуризма так тесно встретилась с изобразительным искусством – отчасти благодаря тому, что неформальный лидер этой «школы» Евгений Кропивницкий (он жил в другом пригороде Москвы, городе Долгопрудном) был поэтом и художником, осознававшим новаторский характер своего творчества в обеих сферах. В работе Некрасова этот синтез приобрел новые черты: Некрасов ввел в русскую поэзию понимание пространства, свойственное современному изобразительному искусству. Пространство, не заполненное словами, становится самостоятельным смысловым началом, оно пронизано невидимыми силовыми линиями, которые и связывают слова. Текст может идти в две колонки, между которыми устанавливаются отношения спора, дружеского поддразнивания, взаимодополнительности: речь ночью можно так сказать иначе говоря речь речь как она есть чего она хочет Или: а там что а тут что пустота а это пустота опушка а там-то что а там что а там Вообще создание такой «пространственной» поэтики начал великий француз Стефан Малларме в своей знаменитой поэме «Бросок игральных костей никогда не отменит случая» (конец XIX века), продолжили в России футуристы, в особенности Иван Аксенов, но их стихи остались частными, отдельными экспериментами. Некрасов же разработал последовательную и масштабную поэтическую практику или систему стихосложения, причем в новых условиях – общество 1950-х начинало приходить в себя после Второй мировой войны и сталинского террора. Поэты «лианозовской школы» остро чувствовали, что русский литературный язык полностью изолган — официальными речами, советскими соцреалистическими романами, фальшиво-беспроблемными стихами о любви. По сути, заново нужно было создавать не только литературный язык, но и отношение автора к литературному слову и даже саму идею авторства, то есть заново решать, зачем можно и нужно писать стихи. Для «лианозовцев» писать стихи было интересно для того, чтобы взломать язык улицы, язык толпы, не приспособленный для выражения тонких чувств и культурных смыслов, и перекомпоновать его в коллаж, который может говорить о самых сложных душевных движениях, вступать в диалог с культурной традицией – но со сдвигом, с пониманием того, что это разговор через пропасть, через провал. Всеволод Некрасов, наиболее «пространственный» из них, осмыслил слово не как самостоятельную смысловую единицу, а как интонационно окрашенное указание: слово словно бы проявляет силовые линии того пространства, на котором основано стихотворение. Это находит близкие аналоги в работе художников – друзей Некрасова. У Олега Васильева в полотнах 1960-х годов часто в центре композиции, заполненной листьями, или домами, или иными конкретными предметами написано чистое поле цветных силовых линий – скрытое пространство картины, ставшее самостоятельным действующим лицом. У Оскара Рабина на картине «Нечаянная радость» — в стекле кабины грузовика, едущего по какому-то мрачному, заплеванному пейзажу, возникает икона Богоматери, иначе организующая все пространство. (Можно написать большую статью о том, чем настроение этой картины, основанной на шокирующем конфликте, принципиально отличается от настроения стихотворения Тютчева «Эти бедные селенья…»). Слово-указатель может быть самым простым словом, за которым встает бездна смыслов – потому что это слово не существует само по себе, оно всегда, как сказал бы философ и филолог Михаил Бахтин, диалогическое, всегда существует в соотнесенности с другими. Для стихосложения Некрасова это имело прямые последствия: слова в его произведениях отражаются друг в друге, рифмуются, причем чаще всего не прямо, а со смещением, перестановкой, переогласовкой. Каждое слово словно бы говорит остальным и нам, читателям: так, да не так! Конец слова может рифмоваться с серединой или началом другого, сходные созвучия словно бы «плавают», переворачиваясь и вновь вставая на место, по всему стихотворению. «Тихие», стертые, повседневные обороты обретают смысл – на фоне друг друга и того пространства, что стоит за и между ними. Обождите И можете быть живы С другой стороны, слово Некрасова подхватывает не только обороты обыденного языка, но и клише из песен официальной эстрады, лозунги и то, что французский историк культуры Ролан Барт называл «мифологиями», — культурные штампы обыденного сознания. Это оказывается необходимо для переосмысления беспамятной советской истории. Помпезный пропагандистский шлягер 1970-х годов «Я скажу тебе лишь слово “БАМ”», прославлявший строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, превращается в стихотворении Некрасова в метонимическое обозначение безнадежного разрыва между «словом» казенной советской риторики и повседевного сознания, травмированного воспоминаниями о незалеченных и насильственно забытых, вытесненных травмах, связанных со Второй мировой войной и сталинским террором: Война ой воняла Иосифовна родная страна я не думаю что я все это пройду снова даже если ты и скажешь мне слово даже если ты и скажешь мне слово БАМ даже если ты и скажешь мне слово БАМ и амба Парадокс Некрасова состоит в том, что его летучие слова-«указатели» смогли вновь сделать поэзию исторически памятливой и граждански ответственной. Стихотворения Некрасова словно бы говорят нам: вот слова держатся друг за друга, а друг друга не повторяют – смотрите! Так и мы можем помнить о катастрофическом прошлом, но не обречены на его повторение. Можем помнить о великой поэзии ХХ века, но не обречены на эпигонство. С чем считаем нужным – вступаем в диалог, основанный на понимании, с чем считаем нужным – спорим. Это великое освобождение от навязчивой связи с прошлым оказалось спасительным для всего дальнейшего развития русской неподцензурной литературы.
Художественное высказывание Всеволода Николаевича Некрасова устраняет разицу между лирическим и политическим (в первоначальном, аристотелевском смысле, исходя из понимания человека как общественного – «политического» – животного). Формальная сторона некрасовского письма – та аллитерационная система, которую он (в ряду с Михаилом Соковниным, Яном Сатуновским, отчасти и другими «лианозовцами») построил и которую можно считать совершенно равноправной, хоть для многих остающейся экзотической, моделью текстопорождения в современной словесности, – ценная и сама по себе, в том числе как способ одновременной деавтоматизации (извлечения из слова его «внутренней формы», потенциальных звуко-смысловых соответствий) и «новой регулярности» (вне жестких структур силлабо-тоники, но и без ритмической произвольности верлибра). Однако принципиальным становится психологическое наполнение этого типа говорения.
Поэзия Некрасова устроена так, что практически невозможно разделить мир внешний и мир внутренний. Посторонний предмет оказывается маркером интимного, на грани возможности говорения, чувства, а личное, субъективное переживание обращается в общечеловеческую истину. Одним из принципиальных механизмов общности своего и чужого следует назвать субъект-объектное мерцание, характерное для большинства стихотворений Некрасова. Кажущаяся тавтология подчас означает то цитату из некоего «чужого говорения», будь то голос толпы, моды, общественного мнения, властных структур, элит, традиции, – то личное, душевно прочувствованное высказывание, – то пародический ответ от своего чужому, – то внутрисубъектное исследование природы речи как таковой. Именно потому тавтологии у Некрасова являются таковыми лишь с позиций структурных, но не смыслопорождающих.

|
* * * Выход да здесь везде выход * в воздух воздух есть воздух есть воздух есть Господь Бог ** * выход здесь а только мы так отвыкли выход здесь а где мы где вы ** а Господь Бог у нас здесь редкость как бы это сказать * * * Луна А Луна А Луна А Луна А Луна А А небо О * * * Погоди Я посмотрю Как идут Облака Как идут дела * * * Ночь как загустевает Человек не успевает так как она загустевает Я не успеваю Августейшая густейшая ночь дач ночь дач ночь еще дач Дайте вздохнуть да еще вздохнуть дать дать дотянуть дотянуть дотянуть хоть хоть ну хоть Вздохнуть и хватит * * * что что существо существо пришло ну что существо и смешное до чего же ты существо тоже в общество пришло * * * Сотри случайные черты Три четыре Сотри случайные черты Смотри случайно не протри только дырочки * * * Я помню чудное мгновенье Невы державное теченье Люблю тебя Петра творенье Кто написал стихотворенье Я написал стихотворенье * * * Что-то я так хочу В Ленинград Так хочу в Ленинград Только я так хочу В Ленинград И обратно * * * Погодка погодка Погодка ленинградка Лорка Лорка Лорка - Валерка Литературоведка Вегетарианка Божия коровка Белая головка Глянь На небо Какая там Склока Все Из-за твоего Блока * * * Охохо у нас-то хорошо у них плохо что у них плохо то у нас хорошо почему уж так потому что у нас Родина а у них что * * * это не должно повториться повторяю это не должно повториться повторяю это не должно повториться это не должно повториться это не должно повториться повторяю * * * верите ли а ведь вот они верили ведь им ведь велели * * * Приятели Вот тебе и прияли Таинства Христианства Для удобства Своего юдофобства Великого Сталина * дети В рассуждении Чего бы им такое надеть * Сталин наша слава боевая но даже он ошибался и немножко нас убивал понимаете ли а нам мало * * * держава держава держава держава держава держава держава держава держава держава держава держава держава не выпускава * держава держава держава держава держава держава держава держава держава держава держава держава держава держава держава да и не выдержавава * * * если бы нас нет а мы есть а если мы есть мы и были дело ясное им это немыслимо самим признать нас что мы были = самим признаться кто были они . * * * «...И это имя было: Бог» (Из Зинаиды Миркиной) Это Вот Это Вот Это-то вот А как вот его звать Вот Не могу знать Вы знаете Вот Не могу Знать |



|