Александр Касымов
критик, литературтрегер
Годы жизни: 1949—2003

Визитная карточка

Опустим ламентации на склизкую тему «печатают — не печатают». Свобода слова включает в себя, по временам, и свободу от всяких там типографий. Главное – пишут. И мне кажется, в этих текстах содержится обещание, во-первых, того, что постмодернизм не всесилен, а во-вторых, того, что возможен постмодернизм если не с человеческим, то с героическим лицом... И дай Бог нашему читателю сил на то, чтобы впитать все те идеи – художественные и просто, – что выделяют писатели, варящиеся в провинциальном котле, по-иному – в собственном соку. Потому что... Литература, под влиянием уроков Довлатова сместившаяся в сторону байки, а под нажимом Пелевина – отправившаяся по направлению к компьютерным играм в безнадежную метафизику, в их лице демонстрирует приверженность лучшим гуманистическим традициям русской литературы. И какая разница, грозит ли это нам новым «-измом».

«Знамя», 2001, № 7.
Круглый стол «Прозаики-дебютанты: новая проза?»


Биография

Родился в Минске. В 1986 г. закончил филологический факультет Башкирского университета, на протяжении всей жизни работал в газете «Вечерняя Уфа». Выступал в качестве организатора литературного процесса Уфы (выпускал журнал «Сутолока», инициировал создание литературной премии «Вечерней Уфы», принимал участие в составлении коллективных сборников писателей – «Голоса вещей», Уфа, 1999, и др.).

Печатал стихи, статьи, рецензии, эссе. Первая публикация в центральном толстом журнале – в 1989 г. («Октябрь», № 6), был постоянным автором журналов «Знамя», «Уральская новь», «Волга», одним из наиболее авторитетных литературных критиков России. Лауреат премий журнала «Знамя» (1999), газеты «Культура» и института «Открытое общество» (1997).


Прямая речь

Известие о присуждении мне премии «Знамени» я воспринял с некоторым смущением. Строго говоря, я считаю себя человеком без определенных занятий, а в критике — дилетантствующим беллетристом. Первым моим побуждением было отказаться от награды... Но честолюбие, но тщеславие, но гордыня! Будучи единственным русским критиком в Уфе и Башкирии, я подумал в конце концов, что мне стоит оставить сомнения при себе. Горизонтальная художественная коммуникация – вот что важно. Советская идеолого-эстетическая иерархия так или сяк рухнула. И может быть, смысл моей критической деятельности как раз и заключается в том, чтобы держать в зубах проводок, по которому потечет ток художества.



Предложный падеж

Он писал много, творил совершенно оригинальные рецензии, эссе, используя авторские материалы как отправную точку для собственной вербальной игры, договаривая за авторов то, о чем они и не помышляли. Его критическую манеру я бы определил как литературный импрессионизм. Недоумевали: о чем это он? Да обо всем, потому что ходил в своих текстах по грани, отделяющей жизнь от вымысла. Отсюда и построчная афористичность, мозаичность письма, ассоциативность слов, ведущих друг друга за руки...

Игорь Фролов
«Ощутить, уже не ощущая...»
«Знамя», 2003, № 9.


Я мало читал стихов Касымова, и о том, каким он был поэтом, судить мне трудно, но критиком он был отменным – тексты, о которых писал, чувствовал, можно сказать, интимно, разворачивал их в неожиданных плоскостях, а главное – писал с редким теперь драйвом, источником которого была неподдельная личная заинтересованность.

Александр Агеев «Голод 82»
«Русский журнал», 31 июля 2003 г.


Библиография

Улетающий Обломов
Статьи. – Уфа, 1997

Лечебник для садов Семирамиды
Книга стихов. – Уфа, 1997
Критика и немного нежно
Статьи, эссе, дневники. Сост. Айдар Хусаинов. – М.: Издательский дом «Новое время», 2006. – 512 с.







Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service