Михаил Золотоносов
критик
Родился в 1954 году

Визитная карточка

Поначалу я думал, что все-таки есть какой-то набор необходимых свойств, без которых книгу не сделать бестселлером, что она должна быть фабульно занятной и при этом вторичной, примитивной (понятной школьнику 6—7-го класса, интеллектуальный уровень которого не превышает интеллектуальный уровень 90% населения страны), иметь «хороший конец», не быть слишком длинной, а фамилия автора должна быть или характерно иностранной, или типично русской. Поэтому можно «раскрутить» «Гарри Поттера», Маринину, Акунина, но нельзя, как ни старайся, графоманку О. Славникову или А. Слаповского (так и не «раскрученного» несмотря на все усилия А. Архангельского и А. Немзера), не умеющих сочинить хотя бы занятный сюжет.

Но два примера — феномен Путина и феномен П. Коэльо — показали, что и выполнение перечисленных условий — вещь необязательная. Любая занудная и претенциозная пустышка может оказаться бестселлером, а все дело в количестве упоминаний на ТВ в прайм-тайм, т.е. в объеме финансовых средств, потраченных на рекламу «БОЛЬШОГО ПРОЕКТА». Это и есть цена успеха.



Биография

Родился в Санкт-Петербурге. Окончил Ленинградский политехнический институт (1977). Печатается как театральный и литературный критик с 1979 года. В течение 10 лет работал программистом, затем в газетах "Смена", "Час пик", "Невское время". Был литературным обозревателем газеты "Московские новости". Кандидат искусствоведения (1989, диссертация "Концепция личности в советском драматическом театре 1920-х годов").


Прямая речь

Тотальный комментарий… мы пытались распространять по всей его периферии, вплоть до гносеологического предела, который опознавался по возникавшей на определенном этапе накопления "мотивных запасов" пародийности… Мы полагаем, что только доводя исследование до саморазрушения, можно считать исследовательскую задачу выполненной, поскольку все возможности исчерпаны.

Из предисловия к книге «Слово и тело»


Предложный падеж

Ученая основательность - сильная сторона Золотоносова, а на фоне петербургской литературно-критической инвалидной команды, рекрутированной из амбициозных сверх меры переводчиков и редакторов, вообще ставящая его вне конкуренции. Однако, Золотоносов, подобно Розанову, давно находится в плену двух извечных тем - еврейства и пола, или, как формулируют нынче, секса. Настойчивость, с которой он эти темы разрабатывает, в сочетании с пестротой и обширностью материала вызывала поначалу доброжелательный интерес, затем внимание, а теперь в лучшем случае - скепсис, а по преимуществу - раздражение.



Пожалуй, на сегодняшний день Золотоносов – лучший в России литературовед (не будем сторониться этого старинного слова). Каждая его книга – праздник для тех самых «специалистов» (филологов, историков), которым и адресовано исследование о братьях Мережковских.



Золотоносова отличают подмена любых аргументов беспардонной бранью и абсолютное незнание предмета, о котором он решил высказаться.

Андрей Урицкий. Самиздат века
Знамя, 1998, №8


Библиография

«Мастер и Маргарита» как путеводитель по субкультуре русского антисемитизма
СПб.: ИНАПРЕСС, 1995. — 93 с.

M/Z, или Катаморан
Рассказ П. Морана "Я жгу Москву" с комментариями. — СПб.: ИНАпресс, 1996. — 130 с.

Обыкновенный садизм
Статьи о российской армии: 1993-1997. — СПб.: Тускарора, 1997. — 119 с.

Глиптократия: Исследование немого дискурса
Аннотированный каталог садово-парковой скульптуры сталинского времени. — СПб.: ИНАПРЕСС, 1999. — 208 с.

Слово и тело: Сексуальные аспекты, универсалии, интерпретации русского культурного текста XIX-XX веков
М.: Ладомир, 1999. — 827 с. (Переиздание 2003 г.)

Братья Мережковские: Роман для специалистов. Книга 1: Отщеpenis Серебряного века
М.: Ладомир, 2003. — 1029 с.

Бронзовый век: иллюстрированный каталог памятников, памятных знаков, городской и декоративной скульптуры Ленинграда — Петербурга, 1985—2003 гг.
Фотограф Ю. Ю. Калиновский. — СПб.: Новый Мир Искусства, 2005. — 623 с. (Дополненное издание 2010 г.)
Другой Чехов. По ту сторону принципа женофобии
М.: Ладомир, 2007. — 335 с.

Логомахия: Поэма Тимура Кибирова «Послание Л. С. Рубинштейну» как литературный памятник
М.: Ладомир, 2010. — 384 с. — (Русская потаённая литература).

Комментарии к стихотворному сборнику Н. Кононова «80»
СПб.: ИНАПРЕСС, 2011.

Гадюшник: Ленинградская писательская организация: избранные стенограммы с комментариями: из истории советского литературного быта 1940—1960-х годов
М.: Новое литературное обозрение, 2013. — 879 с.

Охота на Берггольц. Ленинград 1937
СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2015. — 464 с.

Охота на Баснер
СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2016. — 752 с.







Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service