|
Татьяна Вольтская
поэт, критик
Родилась 12 декабря 1960 года
Фото: Дмитрий Кузьмин, 1998
|
|
Визитная карточка
|
Сохрани, Господь, Колючую плоть Леса возле нашего сада И пожарный пруд, Где лягушки поют, — Большего мне не надо.
Сохрани в саду Мяту и резеду, У сарая — две ржавых бочки И сухие пни, А еще помяни Бабу Лелю, работавшую на почте.
И ее отцу — От венца к венцу Он растил свой дом, Только не жил в нем — Отпусти грехи.
Пыль из-под стрехи Помнит, как его уводили, А прощальный взгляд, Пронизавший сад, Никогда не гас. Помяни и нас — В волнах света стоящих и в тучах пыли.
|
Биография
Закончила Ленинградский институт культуры. Автор четырех книг стихов. Выступает также с критическими статьями. В 1995-1998 гг. соредактор журнала "Постскриптум". Стихи публиковались в журналах "Нева", "Звезда", "Знамя", "Дружба народов", "День и ночь", "Арион" и других. Член Союза Писателей Санкт-Петербурга с 1992. Редактор журнала "Постскриптум". Лауреат стипендии фонда А.Тепфера (1999). Лауреат премии журнала "Звезда" 2003 года. В качестве журналиста сотрудничает с радиостанциями "Свобода " и BBC, газетой "Русская мысль" (Париж), московскими и петербургскими газетами. Живет в Санкт-Петербурге.
|
Прямая речь
Лирический поэт всегда имел тенденцию подсознательно соединять спальню и кабинет — язвительный взгляд усмотрит здесь предвосхищение грандиозного опыта коммунистического строительства и уплотнения быта. До поры это почти не касалось языка, теперь, когда человек, на счастье или на горе, лишился многих условностей в поведении, — и в языке словно прорвало дамбу, низовая стихия затопила “высокий штиль”, наступил хаос, отразившийся в разбитом зеркале постмодернизма. Бродский тоже впускал к себе в раскрытую дверь все несомое ураганом вдохновения, — от высоких материй до языкового мусора, мата, жаргона, — но он обладал достаточной творческой мощью, чтобы создавать из этого хаоса свой великий космос. Бродского нет. Выдержит ли поэзия те вихреобразные движения и тектонические сдвиги, которые претерпевает сегодня язык, — вот в чем вопрос.
|
Предложный падеж
Глазам открывается не замусоленный миллионами взглядов фасад железобетонной коробки, не лубочно разрисованная рама (без хлеба, как в известной рекламе, — одно зрелище), не — при недостаточной освещенности — тусклое отражение собственной твоей, читатель, физиономии — открывается живой, красочный, а главное, узнаваемый мир, где “цветок качается в седле, неся точеный череп на стебле”, где “внезапный полдень” озаряет “сухие стебли улиц”, где “часы расцвели на стебле четырехгранном”, где “ходит облако на ногах дождя” и оно же, “завитое облако, обрезает локон / лесу на память, приоткрывшему слишком / частые ребра, дремучую тьму подмышки”. Рискну утверждать, что именно такой мир является реальным, а такая поэтика реалистической. Современный реализм, как мне кажется, есть способ взглянуть на вещь с самых разных сторон, найти разнообразные, порой неожиданные ракурсы, тем самым приближаясь к наиболее объемному, объективному изображению. Существует лирическая поэзия, которая основана на том, что человек выворачивает себя наизнанку, как писали Блок, Цветаева, Бродский. Поэзия Татьяны Вольтской именно такого рискованного свойства, когда появляется голос, который сразу открывает наружу все, что прячется у человека внутри. Причем эта смелость на грани риска. Это отнюдь не дачная поэзия. Это поэзия — как вырвавшийся наружу заповедный крик. Андрей Арьев
|
Библиография |
Две крови
Л., 1989
Свитки
СПб.: Лениздат, 1990. — 61 с.
Стрела
М.- СПб.: Atheneum-Феникс, 1994. — 94 с.
|
Тень
СПб.: Atheneum-Феникс, 1998. — 112 с.
Цикада
СПб.: Atheneum-Феникс, 2002
|
|