|
|
|
 |
Лев Усыскин
прозаик, эссеист
Родился 2 февраля 1965 года
Фото: Дмитрий Кузьмин
|
|
Биография
Родился в Ленинграде. Окончил Московский физико-технический институт в 1988 году. Параллельно изучал историю искусств на историческом факультете МГУ. В студенческие годы работал в различных археологических и геологических экспедициях. В 1988 году вернулся в Ленинград.
Дебютировал романом "Хроники Фрунзе" в альманахе "Постскриптум" во второй половине 1997 года. Годом позже "Хроники Фрунзе" были номинированы на российский "Букер". Автор двух книг рассказов, также рассказы публиковались в литературных журналах, альманахах и коллективных сборниках.
С 1999 года выступает в различных изданиях как публицист и эссеист. Основные темы публицистических работ Усыскина – жизнь и смерть общественных стереотипов в современной России, динамика отношения к отечественной истории, социология советского кино и др.
В 2001 году был редактором журнала "Неприкосновенный Запас". С 2000 по 2005 год был постоянным колумнистом интернет-сайта издательства "Новое Литературное Обозрение". С 2004 года – постоянный автор интернет-издания ПОЛИТ.РУ.
По итогам литературных интернет-конкурсов "Улов – весна 2001" и "Улов – осень 2001" занимал первое место в номинации "Проза". Первое место в номинации "Сборники рассказов" конкурса "Тенета–Ринет'2002". Финалист премии им. Ю. Казакова (2007); лауреат премии "Вольный стрелок: серебряная пуля - 2009" в номинации "короткая проза"; дипломант 6 международного литературного Волошинского конкурса (2008).
|
Прямая речь
Вот, у меня какое-то такое же отношение к реальности. мне безумно нравится, когда удается несколькими, буквально, деталями построить такой образ реальности, который заставляет в себя поверить – меня самого и читателя. Вот это, наверное, самое главное слово – поверить. Для этого не обязательно быть профессором, знать все, но должно быть какое-то.. интуиция, что ли. У меня есть рассказ, действие которого происходит в конце XIX века, и героями являются эсеры-террористы. Я писал рассказ довольно быстро, мне пришла в голову некая коллизия, опред. набор декорации, картинки, которые я изложил на бумаге. при этом я почти ничего не знал про этих самых эсеров, не читал никаких специальных книг, в том числе даже и тех, которые были легко доступны. Так вот, меня потом поразило и обрадовало, мнение о рассказе специалиста-историка, который всю жизнь занимался этими эсерами по роду профессиональной деятельности. Прочитал он рассказ, и сказал, что да, очень точно воспроизведено психологическое состояние этих людей, сам психологический тип эсера. Он знал свое дело, а я просто угадал, обладая очень небольшим объемом знаний по этому вопросу. То есть, что я хочу сказать: литература, искусство – это такой способ познания, кроме прочего. Иррациональный. (из интервью Л. Усыскина Вадиму Зартайскому "Литература - это иррациональный способ познания")
|
Предложный падеж
В рассказах петербургского прозаика Льва Усыскина автор умален, кажется, до полного исчезновения, а освободившийся объем заполняют персонажи. Точнее, даже не сами персонажи, а их речевые проекции — реплики, показания, диалоги. Способность организовать сюжет и композицию на перекличке нескольких голосов, не призывая на помощь суфлера, и выделяет Усыскина на общем фоне современной русской словесности, которая в значительной части построена как раз на этих суфлерских подсказках, на стремлении автора что-то вдогон действию и героям досказать, дообъяснить. Усыскин себя подобной возможности лишает, его персонажи работают без страховки, отсюда удивительная языковая пластика, отличающая эти рассказы. Михаил Эдельштейн
|
Библиография |
Дорога на Учсумабад
Сборник стихов. — СПб., 1995.
Медицинская сестра Анжела
Рассказы. — М.: ОГИ, 2005.
|
franc-tireur/lulu, 2008.
|
|
|
 |
 |
Тексты на сайте
Беседа Л. Усыскина с М. Эдельштейном
Полит.ру— 10 мая 2013
Новое литературное обозрение— 2003, №63
Рецензия на книгу: Асар Эппель. Дробленый сатана. СПб.: Симпозиум, 2002
Новое литературное обозрение— 2003, №60
|
|