Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
 
 
Россия

Страны и регионы

Санкт-Петербург

к списку персоналий напечатать
Виктор Соснора
Виктор Соснора
поэт, прозаик
28 апреля 1936 — 13 июля 2019

Фото: Евгения Логвинова, 2006

Визитная карточка
ДЕТСКАЯ ПЕСЕНКА

Спи, мой мальчик, мой матрос.
В нашем сердце нету роз.
Наше сердце - север-сфинкс.
Ничего, ты просто спи.

Потихоньку поплывем,
после песенку споем,
я куплю тебе купель,
твой кораблик - колыбель.

В колыбельке-то (вот-вот!)
вовсе нету ничего.
Спи. Повсюду пустота.
Спи, я это просто так.

Сигаретки-маяки,
на вершинах огоньки.
Я куплю тебе свирель
слушать песенки сирен.

Спи, не бойся за меня,
нас сирены заманят,
убаюкают, споют,
потихонечку убьют.

Спи, мой мальчик дорогой.
Наше сердце далеко.
Плохо плакать, - все прошло,
худо или хорошо.


Биография

Учился во Львовском институте прикладных искусств (не окончил) и на философском факультете Ленинградского университета (диплома не получил). Публиковался с 1960 г. Автор шестнадцати книг стихов (и двух версий избранного), девяти книг прозы. Премия Аполлона Григорьева (1999), премия Андрея Белого "За заслуги перед литературой" (2004), премия "Поэт" (2011).
Прямая речь

А по поводу себя я вообще ничего не могу сказать. Потому что на самом-то деле, первый, кто не понимает, что он сделал — будь он великий, будь он ничтожный, — это сам поэт.

Из интервью Александру Скидану
// Критическая масса, 2006, №3
Предложный падеж

Инверсия на всех уровнях, от синтаксиса до семантики, (псевдо)перевертни, эллипсисы, ассонансы, взрывающийся архаикой гипертрофированный аллитерационный стих, восходящий к сложнейшей поэзии скальдов, хендингам, с их исключительно строго регламентированными внутренними рифмами и количеством слогов в строке, “тесной метрической схемой” и “характерной синтаксической структурой”6, не имеющей аналогов в мировой литературе — отдельные предложения могут втискиваться друг в друга или переплетаться, образуя как бы одну “рваную” бесконечную фразу-слово — вот фирменный орудийный стиль двух последних — перед долгим молчанием — книг Сосноры. Книг, стремящихся испепелить идиому, рвущихся в заумную речь, исполненных великолепной свободы, разбойного посвиста, черного эротизма — и скорби. Аутодафе, холокост языка.

Александр Скидан. Виктор Соснора. Стихотворения
// Критическая масса, 2006,№3


Новаторство Сосноры гиперархаистично, отбрасывает к долитературному, неведомому нам языку, к праязыку. Праязык этот далек от обыденной внятности, это язык становления, намечающейся связи, известной единственно творцу. Изнутри его легче понять, чем снаружи.

Андрей Арьев. Ничей современник
// Вопросы литературы, 2001, №3
Библиография
Январский ливень
Предисл. Н. Асеева. — Л.: Советский писатель, 1962. — 100 с.

Триптих
Л.: Лениздат, 1965. — 154 с.

Всадники
Предисловие Д.С.Лихачева. — Л.: Лениздат, 1969 . — 112 с.

Аист
Стихи. — Л.: Советский писатель, 1972. — 78 с.

Кристалл
Стихи. — Л.: Советский писатель, 1977. — 94 с.

Стихотворения
Л.: Лениздат, 1977. — 176 с.

Летучий Голландец
Frankfurt a/M.: Посев, 1979. — 248 с.

Песнь лунная
Л.: Советский писатель, 1982. — 176 с.

Властители и судьбы: Литературные варианты исторических событий
Предисловие Я. Гордина. — Л.: Советский писатель, 1986. — 296 с.

Избранное
Ann Arbor: Ardis Publishers, 1987. — 324 с.

Возвращение к морю
Предисловие Я. Гордина. — Л.: Советский писатель, 1989. — 304 с.

Николай
Повесть. — СПб.: Альм. «Петрополь», 1992. — 44 с.

Башня
Роман / Послесловие А. Арьева. — СПб.: Советский писатель, 1993. — 184 с.

37
Книга стихов. – СПб.: Альм. «Петрополь», 1993. — 48 с.

СПб.: Б-ка альм. «Петрополь», 1996. — 88 с.

День зверя
Роман. — Львов: Галицькi контракти, 1996. — 232 с.
СПб.: Пушкинский фонд, 1997. — 184 с.

Верховный час
СПб.: Петербургский писатель, 1998. — 208 с.

Книга пустот
СПб.: Пушкинский фонд, 1998. — 144 с.

Камни NEGEREP
СПб.: Пушкинский фонд, 1999. — 144 с.

СПб.: Пушкинский фонд, 1999. — 72 с.

Флейта и прозаизмы
Книга стихотворений. — СПб.: Пушкинский фонд, 2000. — 56 с.

Девять книг
М.: Новое литературное обозрение, 2001. — 432 с.

Проза
Романы. — СПб.: Амфора, 2001. — 767 с.

15
СПб.: Пушкинский фонд, 2004. — 80 с.

Книга стихотворений. — СПб.: Пушкинский фонд, 2001. — 48 с.

Поэмы и ритмические рассказы
М.: Библиотека журнала “Футурум АРТ”, 2005. — 115 с.

Стихотворения
Сост. С.Степанов. — СПб.: Амфора, 2006. — 870 с.

Больше стихов не будет
Стихи и рисунки. — М.: АРГО-РИСК, Книжное обозрение, 2007. — 72 с.

Последняя пуля
Предисловие А. Арьева. — СПб.: Издательская Группа «Азбука-классика», 2010. — 224 с.

Жизнь моя: Избранные стихотворения
СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2013. — 176 с.

Книжка для мышек и для детишек любого возраста
СПб.: ДЕТГИЗ, 2014. — 56 с.

О нём пишут

Вступительная статья к сборнику Виктора Сосноры «Всадники». Л., 1969
Дмитрий Лихачев

Нина Королева

Данила Давыдов

О поэзии Виктора Сосноры
Владимир Новиков

Рецензия на "Девять книг" Виктора Сосноры
Александр Уланов



Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2019 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service