|
|
|
|
Елена Шварц
поэт, прозаик
17 мая 1948 11 марта 2010
|
|
Визитная карточка
|
ВОРОБЕЙ
1.
Тот, кто бился с Иаковом, станет биться со мной? Все равно. Я Тебя вызываю на честный бой. Я одна. Ты один. Пролетела мышь, проскрипела мышь. Гулко дышит ночь. Мы с Тобой, как русские и Тохтамыш, по обоим берегам неба.
2.
В боевом порядке легкая кость, армия тела к бою готова. Вооруженный зовет Тебя воробей. Хочешь – первым бей в живое, горячее, крепче металла, ведь надо – чтоб куда ударить было, чтобы жизнь Тебе противостала, чтоб рука руку схватила. И отвечу Тебе – клювом, писком ли, чем я, хоть и мал, хоть и сер. Человек человеку – так, приключенье. Боже Сил, для Тебя человек – силомер.
1982
|
Биография
Окончила Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Публиковалась за рубежом с 1980 г., первая книга "Танцующий Давид" (1984). Лауреат Премии Андрея Белого (1979), премии "Триумф" (2003).
|
Прямая речь
Однажды, придя из школы домой, я шла по коридору в наши комнаты, задумчиво потряхивая дверным ключом, и вдруг от его позвякиванья и в такт ему стали появляться слова. Я вошла в комнату, легла на кровать, прямо в школьной форме (коричневое платье, черный фартук), и стала прислушиваться к словам, всплывающим изнутри, и стучать ключом, отбивая ритм по железным столбикам кровати, увенчанным стальными шарами. И всю свою последующую жизнь я провела в этом состоянии — ожидания звенящих слов. Елена Шварц. Видимая сторона жизни // Звезда, 2000, №7
|
Предложный падеж
Шварц меньше всего похожа на правильного «культурного» поэта. Ее поэтическая практика донельзя далека от ученого филологического стихотворчества. Кто же она? Ответить на этот вопрос трудно. При первом чтении ясно одно: такого в русской поэзии еще не было. Элементы — были, приемы — были, но не было — такого мира. Фигура молнии — решительно главная у Елены Шварц. Лучше говорить о фигурах — пучке, снопе — молний, которые прорезывают ее стихи. Эти движущиеся молнии складываются в строго организованный беспорядок танца. Молнии изображаются, называются, дают материал мимическим метафорам. Молнии уподобляется персонаж (персонажи). Он на нее похож, и в нее он превращается — в процессе движения.
|
Библиография |
Танцующий Давид
Нью-Йорк: Russica Publ., 1985.
Стихи
Париж: Беседа, 1987.
Ann Arbor: Ardis, 1988. — 101 с.
Стороны света
Л.: Советский писатель, 1989. — 72 с. Предисл. А.Кушнера. В кассете «Набережная».
Стихи
Л.: Новая литература, 1990. — 120 с.
СПб.: Советский писатель, 1993.
СПб.: Пушкинский фонд, 1995. — 88 с.
СПб.: ЭЗРО; Литературное общество "Утконос", 1996. — 112 с.
СПб.: Пушкинский фонд, 1997. — 96 с
|
Определение в дурную погоду
СПб.: Пушкинский фонд, 1997. — 120 с.
Соло на раскаленной трубе
СПб.: Пушкинский фонд, 1998.
Стихотворения и поэмы
СПб.: ИНАПРЕСС, 1999. — 512 с.
СПб.: Пушкинский фонд, 2001. — 88 с.
Трость скорописца
СПб: Пушкинский фонд, 2004.
Вино седьмого года
СПб: Пушкинский фонд, 2007. — 64 c.
Сочинения: В 2 т.
СПб.: Пушкинский фонд, 2002.
Сочинения. — Т. III-IV.
СПб.: Пушкинский фонд, 2008. — 352+336 с.
|
|
|
|
|
О ней пишут
Валерий Шубинский
Александр Марков
К стихотворению Елены Шварц «Два надгробия»
Рецензия на книгу Елены Шварц «Видимая сторона жизни»
Валерий Шубинский
Рецензия на книгу Елены Шварц «Стихотворения и поэмы»
Александр Уланов
Об одном стихотворении Елены Шварц
О поэзии Елены Шварц
Валерий Шубинский
О стихотворении Елены Шварц«Драка на ножах»
Борис Ванталов
О стихах Елены Шварц
Андрей Анпилов
О стихах Елены Шварц
Олег Юрьев
Евгения Вежлян
Елена Шварц. Определение в дурную погоду
Александр Уланов
Иван Безземельный
О двуязычном издании римских стихов Елены Шварц и Ольги Мартыновой
Антон Нестеров
Рецензия на книгу: Елена Шварц. Сочинения: В 2 т. СПб.: Пушкинский фонд, 2002
Александр Скидан
О прозе Елены Шварц
Олег Дарк
Олег Дарк
Из цикла "Венок портретов современной русской поэзии"
Олег Дарк
Олег Дарк
Олег Дарк
Мила Ястреб
Тексты на сайте
Неизданные стихи 1990-х годов
Воздух, 2016, №3-4
О поэзии Олега Юрьева
Новая камера хранения
Белла Ахмадулина. Ларец и ключ. — СПб.: Пушкинский фонд, 1994.
Арион— 1995, №2
Воздух, 2007, №1
|
|