Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
 
 
Россия

Страны и регионы

Санкт-Петербург

к списку персоналий напечатать
Александр Кушнер на вечере Олеси Николаевой в Музее Ахматовой, Санкт-Петербург, 30.03.2007.
Александр Кушнер
поэт
Родился 14 сентября 1936 года

Фото: Алексей Балакин, 2007
Визитная карточка
ДВА МАЛЬЧИКА

                А. Битову

Два мальчика, два тихих обормотика,
ни свитера,
ни плащика,
ни зонтика,
под дождичком
                на досточке
                                качаются,
а песенки у них уже кончаются.

Что завтра? Понедельник или пятница?
Им кажется, что долго детство тянется.
Поднимется один,
                                другой опустится.
К плечу прибилась бабочка-
капустница.

Качаются весь день с утра и до ночи.
Ни горя,
ни любви,
ни мелкой сволочи.
Все в будущем,
                                за морем одуванчиков.
Мне кажется, что я — один из мальчиков.


Биография

Окончил филологический факультет Ленинградского пединститута. В течение 10 лет преподавал в школе. Печатается с 1956 г. Автор более 20 книг стихов, книги статей о поэзии "Аполлон в снегу" (1991), стихотворений для детей и др. Главный редактор книжной серии "Новая Библиотека поэта" (с 1995 г.), член редколлегии журнала "Звезда". Лауреат Государственной премии России (1995), премии "Северная Пальмира" (1995), Пушкинской премии фонда А.Тепфера (1998), Пушкинской премии РФ (2001) и др.
Прямая речь

        – Специально никакой формальной задачи перед собой при создании стихотворения я не ставлю, то есть не говорю себе: ну-ка напишу стихотворение в разностопном трехсложном размере, кстати, любимом мной. Но каким бы размером и какой бы строфой я ни писал, для меня важно, чтобы возникло ощущение новизны; при этом стихи могут быть написаны обычным четырехстопным ямбом, – неважно, все равно в этот момент четырехстопный ямб кажется мне ослепительно новым размером, как будто я пишу им впервые – и присутствую и участвую в сотворении чуда.
        Так оно и есть, потому что не с размером я имею дело, а всякий раз – с новой интонацией, накладываемой на метрическую схему и преображающей ее в нечто новое, – и этого нового до меня в поэзии не было. Всякое новое стихотворение требует новых поэтических средств, – так оно и происходит, поскольку поэтические средства – вещь куда более тонкая, нежели та более или менее примитивная материя (размеры, точные или ассонансные рифмы и т. д.), о которой идет речь в учебниках по стихосложению. Такое подспудное, скрытое от поверхностного взгляда, связанное с глубинами нашего существа обновление поэтических средств – вещь куда более интересная, чем откровенная, лежащая на поверхности их ломка.

Из интервью Инге Кузнецовой
Предложный падеж

Александр Кушнер – один из лучших лирических поэтов XX века, и его имени суждено стоять в ряду имен, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский. <...> Любой разговор о кушнеровской родословной кажется мне не столь существенным. Для поэта его масштаба нет необходимости украшать свою комнату портретами Пушкина, Фета, Анненского и Кузмина. Но, возможно, кое-что следует объяснить в прихожей: поэтика Кушнера есть, несомненно, сочетание поэтики «гармонической школы» и акмеизма. В наше время, сильно загаженное дурно понятым модернизмом, выбор этих средств свидетельствует не только о душевной твердости их выбравшего, он указывает прежде всего на органическую естественность для русской поэзии самих этих средств, на их универсальность, на их жизнеспособность. Я бы даже сказал, что не Кушнер средства эти выбрал, но они выбрали Кушнера, чтобы продемонстрировать в сгущающемся хаосе способность языка к внятности, сознания – к трезвости, зрения – к ясности, слуха – к точности. Иными словами, – чтобы продемонстрировать выносливость вида, его – и самих этих средств – неуязвимость.

Иосиф Бродский


В поэзии Кушнера устойчивое интеллектуальное начало связано с особым его отношением к явлениям культуры. Кушнера иногда даже упрекают в литературности, книжности. Но противопоставление литературы и жизни в принципе неправомерно. Культура – это историческая форма действительности, литература (настоящая, конечно) – один из аспектов самой жизни. Есть произведения, которые мы только читаем, а есть такие, с которыми мы живем. Включенные в сознание, они всплывают по разным, непредсказуемым поводам, интерпретируя факты жизни. Именно таковы многочисленные культурные реминисценции Кушнера, его явные и скрытые литературные цитаты. Кушнер не пишет стихи в специально историко-культурном жанре. Культура свободно проникает в разные пласты его поэтического языка, в том числе и в самый бытовой, разговорный пласт.

Лидия Гинзбург
Библиография
Первое впечатление
М.-Л.: Советский писатель, 1962. — 96 с.

Ночной дозор
Л.: Советский писатель, 1966. — 122 с.

Приметы
Л.: Советский писатель, 1969. — 112 с.

Письмо
Л.: Советский писатель, 1974. — 96 с.

Прямая речь
Л., 1975.

Голос
Л.: Советский писатель, 1978. — 127 c.

Канва: Из шести книг
Л.: Советский писатель, 1981. — 207 с.

Таврический сад: Седьмая книга
Л.: Советский писатель, 1984. — 103 с.

Веселая прогулка
Стихи. Для дошкольного возраста. — Л.: Детская литература, 1984. — 36 с.

Дневные сны
Книга стихов. — Л.: Лениздат, 1986. — 86 с.

Стихотворения
Л.: Художественная литература, 1986. — 302 с. — Предисловие Д. С. Лихачева

Живая изгородь
Л.: Советский писатель, 1988. — 144 с.

Как живете?
Стихи. Для дошкольного возраста. — Л.: Детская литература, 1988. — 47 с.

Что я узнал!
Альбом для раскрашивания: Для дошкольного возраста. — Киев: Вэсэлка, 1988. — 12 с.

Флейтист
Стихи. — М.: Правда, 1990. — 29 с. — Библиотека «Огонёк»
Ночная музыка
Л.: Лениздат, 1991. — 112 с.

Аполлон в снегу: Заметки на полях
Л.: Советский писатель, 1991. — 512 с.

На сумрачной звезде
Новые стихи. — СПб.: Акрополь, 1994. — 102 c.

Избранное
СПб.: Художественная литература, 1997. — 494 с. — Предисловие И.Бродского.

Тысячелистник
1998. + Статьи о поэзии.

Стихотворения. Четыре десятилетия
М.: Прогресс-Плеяда, 2000. — 288 с.

СПб: БЛИЦ, 2000. — 88 с.

Пятая стихия
Стихи и проза. — М.: ЭКСМО-пресс, 2000. — 380 с.

Кустарник
СПб: Пушкинский фонд, 2002. — 88 с.

Война и камень
Стихи и проза. — СПб.: LOGOS, 2003. — 767 с.

Книга стихов. — СПб.: Геликон+, Амфора, 2005. — 96 с.

Избранное
М.: Время, 2005. — 720 с.

Аполлон в траве
Эссе, стихи. — М.: Прогресс-Плеяда, 2005. — 629 с.

В новом веке
Стихотворения. — М.: Прогресс-Плеяда, 2006. — 336 с.

Облака выбирают анапест
М.: Мир энциклопедий Аванта +, Астрель, 2008. — 96 с.

О нём пишут

Владимир Губайловский

О книге Александра Кушнера «Избранное»
Татьяна Бек

Дмитрий Кузьмин

Беседа с Александром Кушнером

Интервью с Александром Кушнером

Тексты на сайте

Звезда— 2009, №7



Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2017 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service