|
|
|
|
Александр Горнон
поэт
Родился 23 февраля 1946 года
Фото: Алексей Балакин, 2007
|
|
Биография
Поэт-полифоносемантик, график, редактор, издатель серии книг по русскому поэтическому авангарду начала века. Лауреат литературной премии Андрея Белого (1991 г.) и Международной отметины имени Давида Бурлюка. В 1991 г. главный редактор литературно-художественного журнала «Лабиринт-Эксцентр» (СПб – Екатеринбург). С 1993 по 1994 гг. заместитель главного редактора альманаха «Черновик» (Нью-Йорк). В 1994-1997 гг. литературный редактор издательства «Глаголъ». В 2002-2004 гг. автор телевизионной программы «Неприкосновенный запас», представлявшей в визуально-концептуальной форме новые книги по гуманитарным наукам, которые выпускало издательство «НЛО». А. Горнон публиковался в отечественных и зарубежных поэтических альманахах, участвовал в художественных выставках, неоднократно выступал с чтением стихов в России и за рубежом. Литературно-художественной деятельностью занимается с 1967 г. С 1981 г. разрабатывает индивидуальную поэтику полифоносемантики (одновременное звучание нескольких смыслов в стихе), что в свою очередь, требует совершенно иного интонирования произносимого стиха и новой графики записи. Стихи А. Горнона – это одновременно графическая интерпретация звучания (преимущественно с использованием цвета) и сам процесс этого звучания («голосовая музыка») – фонограмма, полученная путем многократного авторского голосового наложения различных морфологических структур слова, способных обладать самостоятельным смыслообразованием. Знакомство А.Горнона с телевидением вплотную приблизило его к поэтической анимации. Ею он начал заниматься с 2007 года. Автор 4 анимационных фильмов по собственным стихотворениям. Новейшая собственно поэтическая работа, которой автор посвятил несколько лет, так и называется «25 кадр, или Стихи не о том». В этом большом, поэмного типа произведении впервые справа от текста, выполненного в цвете, появляется «видеодорожка», кадры которой представляют собой фотоизображения, взятые из повседневной жизни, но соответствующие разворачивающемуся сюжету стиха.
|
Предложный падеж
Горнон чувствует себя в слове, как рыба в воде, он плывет в нем легко и свободно, но в то же время это плавание по определенным правилам, конструктивное. Поэзия возникает именно вопреки обычной установке на поэтичность, но не методом контраста, характерного для антиэстетизма, а методом сплавления слов из разных речевых пластов. Визуальный характер стихов Горнона очевиден, наглядность ломки строки и слова — необходимое условие. Но Горнон идет дальше, он создает своего рода стихокартины. Сергей Бирюков Ориентация Горнона на создание новой концепции поэтического языка привела к тому, что даже профессиональные филологи до сих пор не могут объяснить, чем же являются фоносемантические опусы поэта: относятся ли они к сфере визуальной поэзии? нет ли в его творчестве элементов действенности акционизма, коль скоро для поэта принципиально важно чтение своих стихотворений вслух? не является ли фоносемантика одной из современных форм, в которых себя являет абсурдность, гротескность поэтического высказывания, примеры которых с избытком можно найти в деятельности исторического авангарда? Лариса Березовчук
|
|
|
|
|
О нём пишут
Заметки о фоносемантической поэтике Александра Горнона
Лариса Березовчук
Новости
05.05.2012
16.07.2009
16.02.2009
10.11.2008
01.03.2008
|
|