Санкт-Петербург. Новости

Вечер Сергея Бирюкова

13.09.2009

8 сентября 2009 года в музее Матюшина выступил поэт и авангардовед Сергей Бирюков. Это чтение было посвящено 100-летию русского, а заодно с ним и европейского авангарда, которое отмечается весь 2009 год, а точек отсчёта несколько: первая публикация стихотворений Велимира Хлебникова в журнале «Весна», первые манифесты Маринетти и т.д. В первом отделении вечера Сергей Бирюков читал стихи классиков авангардной поэзии.

Ретроспективное историческое чтение началось с исполнения произведений Елены Гуро. Далее прозвучали стихи Велимира Хлебникова, Владимира Маяковского, Давида Бурлюка, Алексея Кручёных, Василия Каменского (железобетонная поэма «Константинополь»), Василиска Гнедова (в т.ч. 15 поэм книги «Смерть искусству» - с белой страницей «Поэмы конца», которая читалась ритмодвижением руки с пояснениями), Фёдора Платова, Александра Туфанова. Второй авангард был представлен стихотворениями Николая Заболоцкого, Константина Вагинова, Николая Олейникова, Даниила Хармса, Александра Введенского, Юрия Марра.

Чтение текстов исторического авангарда имело свою специфику – Бирюков выбирал для исполнения заумные, алогичные тексты, зачастую пребывающие на грани сонорной поэзии – или хотя бы в необычной фонике, специфически выстраивая программу, так, что интенция сонорных текстов распространялась и на более конвенциональные по форме. Несмотря на то, что примерно половина читавшихся текстов практически хрестоматийны («Финляндия» Гуро - «Хвои шуят, шуят», «Бобэоби» Хлебникова, «Скрипка и немножко нервно» Маяковского, «Движение» Николая Заболоцкого и т.п.), чтение Бирюкова, скорее исследовательское, чем актёрское, добавляло смыслов и своеобычности исполнявшимся стихотворениям, выводя их из хрестоматийного ряда в поэтические события.

Во втором отделении вечера – а точнее, поэзоконцерта – Сергей Бирюков читал свои посвящения авангарду, с которым его собственное творчество пребывает в постоянном диалоге. В начале чтения он напомнил про термин Сергея Сигея «переписьмо» - переписывание от руки в библиотеках текстов первого авангарда как чуть ли не основную в советское время модель постижения искусства, механизм для диалога.

Прозвучали «Лилутовение по Елене Гуро», «Формула Филонова», «В Москве в солнечный день у памятника Маяковскому», поэма «Три фамилии», а также стихотворения посвященные Гийому Аполлинеру, Тристану Тцара, 6 стихотворений, посвящённых Велимиру Хлебникову, «Поезд Введенского» и «инициальное» стихотворение про многих авангардических поэтов.

В завершение вечера Сергей Бирюков представил коллекционные издания книг Алексея Кручёных («Помада», «Мирсконца», «Полуживой», «Пустынники»), выполненные Михаилом Евзлиным (Мадрид, издательство «Edicones del Hebreo Errante»). К книгам "Мирсконца" и "Помада" Бирюков написал предисловия, оговорясь, что его поражает неадекватность вступительных статей к сборникам авангарда, поэтому предисловия получились неонаучными – или ненаучными.





Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service