Санкт-Петербург. Новости

Фестиваль поэзии на Канонерском острове

31.07.2009

25 июля 2009 года на Канонерском острове на территории недостроенной и вследствие этого заброшенной ТЭЦ состоялся «Фестиваль поэзии на Канонерском острове. Эпизод первый. Цистерны». Место проведения фестиваля выбрано не вполне обычное – берег моря в относительном центре города, с видом на о.Белый, где находятся городские очистные сооружения; ракитник, солнце, ветер; из центра города добираться на автобусе по километровому туннелю. Само пространство использовалось по принципу «пропилей», то есть чтение, заявленное в полутёмной цистерне, из-за побочных шумовых эффектов внутри цистерны и холодного ветра снаружи по желанию каждого из выступающих авторов переносилось то в индустриальную бочку, то на обвеваемую ветром площадку между цистернами. И публика, которой собралось в общей сложности человек до 60-70 в разные моменты фестиваля, была вынуждена перемещаться вслед за читающими авторами.

Организаторами фестиваля выступили Павел Арсеньев и Роман Осминкин. В отличие от других проектов Павла Арсеньева, сие мероприятие не было снабжено развёрнутой дискуссией или масштабным теоретическим обоснованием. Из манифеста в распечатанной программке фестиваля следовало, что «Мы не устраиваем потешного выезда на природу, мы открываем лабораторию, в которой будет произведён опыт по замене институциональных подпорок литературы порывами морского ветра и окружением индустриальных руин. Здесь вы прочтёте и услышите стихи, как ещё никогда этого не делали». Лабораторный опыт удался, в силу того, что два основных паразитарных на литературных вечерах дела – спаньё и питиё – были в силу топографии пространства изрядно затруднены в пространстве чтений и упрощены за их пределами.

Под чтение пол цистерны был размечен квадратом зелёного скотча, примерно метр на метр, в котором предполагалось, что должен находиться читающий автор. Точка отсчёта, увы, была не вполне в акустическом центре пространства. Кроме неё, имелось световое пятно от какой-то дыры в стене цистерны. Именно с этой точки, из пятна, прочитал одно стихотворение Дмитрий Лунгин, открывший фестиваль. А вот Алексея Афонина, который воспользовался для чтения квадратом, в котором сидел на полу, расслышать было трудновато. Эдуард Шелганов вывел публику на улицу, дабы прочитать несколько стихотворений, не лишённых романтичного лиризма. На улице же следом за ним читал Пётр Разумов (выступавший неделю назад в клубе Achtung Baby со стихами, созданными в стилистике и просодии рэпа). На этот раз он продемонстрировал больший смысловой и формальный диапазон своей лирики – от социального протеста до игры фразеологическими клише. Далее выступил Тимофей Дунченко – уже в цистерне – с несколькими фантасмагорическими стихотворениями, фанстасмагоричность которых только нагнеталась побочным шумом пространства. Дина Гатина читала на улице у входа в цистерну, тексты, полные осмысленных синтаксических плывунов, необычных ударов сердца, пения как природной основы поэзии. Далее выступил Дмитрий Голынко, читавший текст «За продуктами милосердия». Тимофей Усиков начал своё выступление с шумового текста, основанного на повторе – про Лао Цзы, продолжил не менее телескопическими стихами, которые можно было бы сопоставить с поэтикой ранней книги Генриха Сапгира «Голоса». Завершил он своё выступление стихотворением Никиты Сафонова, который, по словам Усикова, сейчас работает в Москве на строительстве одной из станций метрополитена. Далее на улице выступили Настя Денисова, Алексей Кручковский, Ольга Житлина (со стихотворением про возможный обмен полами – после выступления она предложила желающим пройти в цистерну для индивидуального чтения, которое, по свидетельству очевидцев, было более ярким, нежели общее, рассчитанное на всех). На «главной сцене» – то есть на улице – выступил Роман Осминкин, в цистерне – Павел Арсеньев, со стихотворением в поддержку Артёма Лоскутова. В этот момент в «световом окне» цистерны неизвестные отдыхающие шашлыкоделы стали рубить дерево топором, каковая рубка продолжилась и во время выступления внутри цистерны Олеси Первушиной. Завершился фестиваль выступлениями Николая Никифорова, читавшего в частности перевод из Йейтса, и Дмитрия Чернышёва, читавшего многоуровневый текст (с эпиграфами, комментариями, моментами диалога и т.п.), посвященный Анне Голубковой. В самом конце фестиваля в записи на магнитофон прозвучало стихотворение Виктории Поповой.





Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service