Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
 
 
Россия

Страны и регионы

Санкт-Петербург

Новости напечатать
Майский фестиваль новых поэтов прошёл в 8 раз

23.06.2009
6 и 7 июня в Санкт-Петербурге прошёл 8 майский фестиваль новых поэтов – старейший из регулярных независимых поэтических фестивалей современной России (старше м.ф.н.п., который проводится с 2001, – только биеннале поэтов в Москве, с 1999). Проведение фестиваля сдвинулось в этом году с мая на июнь по личным обстоятельствам бессменного куратора Дарьи Суховей, но погода была вполне майской. Чтения оба дня проходили в Центре современной литературы и книги – днём и в клубе «Achtung Baby» – вечером. Чтений было четверо, поэтому воспринять 19 поэтов (Илья Манилов из Екатеринбурга не смог приехать), читавших в официальной программе фестиваля, оказалось нетрудно. В этом году фестиваль был проведён при поддержке независимой литературной премии «Дебют».

Всё остальное осталось прежним — а именно цели, задачи и формат фестиваля. Разве что у традиционного фестивального каталога сменился верстальщик – работу по синхронизации текстов на страницах каталога выполнил Валерий Земских, известный любителям современной поэзии не только как поэт, но и как профессиональный верстальщик книг. В правилах фестиваля, кроме издания каталога (с электронной версией, которую верстал Вадим Кейлин), – однократное приглашение поэта для ретроспективного 15-минутного чтения. Фестивальные чтения строятся на контрасте эстетических оснований между текстами выступающих авторов, при этом дебютирующие и известные поэты ставятся в равные условия. Также в программу фестиваля, как и все последние годы, вошла экскурсия в Музей Петербургского авангарда (Дом Матюшина), которая погружает участников и гостей фестиваля в историю формирования первого русского авангарда, атмосферу творческих поисков и разнонаправленных экспериментов.

Первое чтение фестиваля 6 июня в 16 часов открылось выступлением петербуржца Евгения Арабкина. Выступление было почти дебютным – впервые Арабкин читал месяцем ранее на XVI фестивале свободного стиха, также проходившем в Санкт-Петербурге, а поэтических публикаций у него нет. Особенное впечатление на публику произвёл двухстраничный текст «Никто никуда не идёт», вписывающийся как в постконцептуалистское видение новой искренности, так и в неоконцептуалистские искания.

Петербуржец чебоксарского происхождения Григорий Галкин начал своё выступление (первое в Петербурге) со стихотворения Всеволода Некрасова из книги «Детские стихи», потом перешёл к своим. Особенно публике запомнилось стихотворение «Шкап», в котором образ найденного в болоте шкафа разламывается на несколько, в калейдоскопических подменах корневой морфемы (заболоченный – заколоченный и в т.п. – свести этот приём к чистой паронимии было бы неточным).

Петербуржец Павел Арсеньев, главный редактор альманаха «Транслит», в своём поэтическом выступлении сделал упор на социальном функционировании текста, комментируя именно этот аспект поэтики. Первое стихотворение «Случай», прочитанное им, было посвящено ситуации с новосибирским художником Артёмом Лоскутовым, которого арестовали за проведение арт-акции под названием «Монстрация», и ему было инкриминировано хранение наркотиков. Именно этот сушёный официальный язык милицейского протокола Арсеньев и транспонировал в поэтический. Также он прочитал несколько стихотворений из неоконцептуалистского, на грани found poetry, цикла «Ready-written», и стихи, определяемые автором как «поэзия прямого действия» – предназначенные для сопутствования неким арт-акциям. Последние в произнесении отличались более скупыми, обыденными интонациями, лишёнными риторики, отделяющей поэтическое высказывание от бытового, – то ли сознательный, то ли не совсем, жест по определению принадлежности этих текстов как не самоценно-поэтических.


Два последних участника первого чтения фестиваля выступали в Петербурге впервые. Ксения Чарыева из Москвы представила небольшие стихотворения, в которых чутко и отчётливо фиксируются нюансы переживаний – среди одушевляемых вещей, в мире которых живёт автор. Завершил первое чтение московский поэт Игорь Гулин — стихи в контексте филологии, мира современного города и вольный перевод из Боба Дилана.

Второе чтение фестиваля состоялось вечером того же дня в клубе «Achtung baby». Его открыл одним стихотворением молодой поэт из Екатеринбурга Руслан Комадей. Есть у м.ф.н.п. такая маргинальная традиция, что не заявленные в программе поэты могут выступить на фестивале таким образом, правда, куратору из зала подсказали, что обычно чтения таким образом кто-то закрывал, а не открывал. Ну да ладно.

Далее выступил петербуржец Валерий Кислов. Он читал стихи, основанные на необычных – либо структурой, либо тотальностью – аллитерациях и ассонансах, а также прочитал несколько переводов с французского экспериментальных сонетов поэта ХIX века Фастера Лямармера.

В выступлении москвички саратовского происхождения Юлии Поповой (впервые в Петербурге), поэтическая точность временами балансировала на грани физиологически жёстких высказываний, а авторское чтение носило из медитатива в речитатив и обратно, создавая впечатление взорванного изнутри текста.

Нижегородец Сергей Кынчев также выступал в Петербурге впервые. Его стихам свойственна фактура деталей, как событий, так и вещей, – и неожиданно парадоксальные выводы из этого набора предметов и ситуаций. Он представил ретроспективную программу, в которую вошли стихи последних 12 лет. Особенно можно выделить тексты из цикла «33 знака» – они структурно близки тавтограммам, но в них не обязательно все слова начинаются с одной буквы, просто почти все слова содержат эту букву. Завершили чтение стихи из самого нового цикла «Первое и последнее».

Алёна Агеева из Нижнего Новгорода уже выступала в Петербурге в рамках нижегородского вечера в «Старой Вене» сентябре 2008 года. Её стихи создают иллюзию исчезновения мира вот в данную минуту, а образы связывают далёкие друг от друга вещи – тело и ноосферу, чувствуемую через фразеологию и мифологию детства.

Петербуржца рязанского происхождения Александра Пылькина куратор фестиваля начала искать ещё несколько лет назад, приобретя в «Борее» книгу «Стихотворения Александра Пылькина», и наконец, нашла, чтоб предоставить ему возможность выступить на майском фестивале новых поэтов – и вообще впервые. Пылькин читал 2 блока, представив один как движение образов, а второй – как движение смысла; вторые стихи читались медленнее. Прозвучал «Евангельский цикл», с кратчайшими комментариями в сторону Канона. Во многих стихотворениях Пылькина, выстроенных как открытые к философствованию, негерметичные лирические миниатюры, смысловая граница между живым и мёртвым обозначена весьма неочевидно. Завершил он своё выступление полемическим стихотворением, посвященным Сергею Круглову, обозначив его как «православного Егора Летова».

Второй день фестиваля – 7 июня – начался экскурсиями, а после этого состоялись третьи фестивальные чтения. В центре современной литературы и книги в параллель с дневными чтениями проходила церемония вручения премии «Крутая лестница» (за мужество в литературе), основанной Даниилом Граниным. Первыми лауреатами премии стали петербургские поэты и писатели старшего поколения – Виктор Соснора, Галина Гампер и Тамара Петкевич. Все упомянутые персоны присутствовали лично, кому-то из участников и гостей фестиваля даже удалось перед началом пообщаться с Виктором Соснорой.

Собственно чтения открылись выступлением Ольги Мельник из Рязани, которая ранее не попадала в поле зрения литературной жизни обеих столиц. В основном она работает в рамках поэтики ассонансных созвучий, языковой игры, основанной на словосломах, и отточенных формулировок касательно эмоций и предметов (примерно соотносимой с практикой Линор Горалик и волны сетевой поэзии начала 2000-х), тем интереснее выходы за пределы этого стиля – цикл «Заколыбельная» и завершивший чтение верлибр про нерешаемую задачку.

«Рязанский» блок продолжился выступлением Алексея Колчева, известного как участник недавно прошедшего в Петербурге фестиваля свободного стиха. Он представил как ранние неообэриутские опусы, так и концептуалистские тексты, наследующие, скорее, приговской линии развития этого направления.

Далее последовало выступление Светланы Овечкиной из Твери, вообще первое публичное чтение этого автора. И поэтических публикаций, за исключением фестивального каталога, у Овечкиной тоже пока нет. Она работает на актуализации смысловых нюансов через словосломы, визуализацию, её поэтике свойственно осмысление мира как подвижной, магматической сущности; стихотворения насыщены постоянной сменой интонационной доминанты – что и проявилось в авторском чтении – Овечкина почти пела.

Петербуржец Антон Равик тоже впервые выступал на публике. Его стихи, состоящие из чуть ли не однословных строчек, обостряют восприятие мира. Завершила третьи чтения фестиваля петербурженка владивостокского происхождения Екатерина Зизевская, представившая стихотворения из разных циклов, писавшиеся с начала 2000-х и отразившие разные моменты жизни автора в России и в Китае.

Четвёртое чтение фестиваля состоялось в клубе «Achtung Baby». Для структуры майского фестиваля оно весьма необычно, и вот чем – уральские и сибирские участники фестиваля, которых так исторически сложилось, что ранее на фестивале не было вообще, были сознательно сгруппированы в один кусок программы фестиваля, который при объявлении был означен как «вечер уральской поэзии». Однакоф границы поэтического Урала оказались существенно шире Урала как географического понятия.

Открыла эти чтения одним стихотворением гость фестиваля – Наталья Санникова из г. Каменск-Уральский Свердловской области. Первой в программе вечера выступала Елена Сунцова, которая год живёт в Нью-Йорке, во второй половине 1990-х- начале 2000-х жила в Петербурге, а между этими периодами – на Урале – в Нижнем Тагиле и в Екатеринбурге. Сунцова прочитала небольшую поэму «Стороны cвета, тень» и несколько стихотворений.

Далее выступил Василий Чепелев (Екатеринбург), исполнивший стихотворения из книги «Любовь “Свердловская”». Это сильно отличалось от его выступления на петербургском фестивале верлибра месяцем раньше, где он читал пространные приключенческие верлибры о перипетиях жизни, ресторанах и самолётах.

Екатерина Боярских (Иркутск), более всего взаимодействующая именно с уральской литературной средой. Мало того, что она выступала в Петербурге впервые, так ещё и поставила географический рекорд – для участия в фестивале преодолела на самолёте 5 часовых поясов. Стихи, прочитанные ею, балансируют между медитацией и мифом, в сказочно-нарративных подробностях.

Завершил фестивальные чтения Евгений Туренко (Венёв Тульской обл.), прочитавший стихи разных лет. Он – самый старший участник майского фестиваля новых поэтов за всю историю проведения фестиваля (р. 1950), зато соответствует другим критериям – выступает в Петербурге впервые, а в столицах нечасто. Туренко – литературный куратор, создавший в Нижнем Тагиле в 1990-е литературную среду и живую жизнь, которая спровоцировала появление тагильской поэтической школы – как заметного в масштабах России эстетического феномена.

После чтений участникам и гостям фестиваля был предложен небольшой фуршет от заведения «Achtung baby», игравшего в подготовке и проведении акции несколько большую роль, чем просто предоставление площадки. Арт-директор клуба Олег Лабецкий наконец-то нарисовал символику СПбЛитГида, который существует уже 10 лет, но не имел все эти годы никакой эмблемы, а также лого майского фестиваля новых поэтов, который также не имел графического имиджа. Куратор фестиваля Дарья Суховей спорадически озабочивалась этими проблемами, однако результат был достигнут только сейчас.

Фуршет и картинки – не единственное необычное дополнение этого года к жёсткой структуре майского фестиваля. Во время одного из выступлений на последнем чтении фестиваля сломалась микрофонная стойка, в результате чего микрофон оказался освобождён. Дарья Суховей предложила присутствующим высказать мнения и пожелания. С короткими, но практически одинаковыми по сути, приветствиями выступили литературный куратор Дмитрий Кузьмин (Москва), внимательно отслушавший все чтения фестиваля, и околопоэтический хулиган Александр Либуркин (СПб), по недомыслию петербургской литературной общественности провозглашённый последним оставшимся читателем поэзии, но посетивший не все фестивальные чтения.


Новости

rss

"Пушкинские лаборатории"

16 июня в Царском Селе и Павловске прошёл Первый ландшафтный поэтический фестиваль «Пушкинские лаборатории».

Антология "Собрание сочинений", том 3

Презентация третьего тома антологии "Собрание сочинений" (Стихотворения 2011 года: Антология современной поэзии Санкт-Петербурга)

Девятнадцатый фестиваль русского свободного стиха

28.04.12 - 29.04.12 в галерее ГЭЗ-21 Арт-центра «Пушкинская-10» прошел Девятнадцатый фестиваль русского свободного стиха.
05.05.2012 / далее

Вручены литературные премии имени Гоголя, Ахматовой, Заболоцкого и Маршака

В шестой раз в Санкт-Петербурге была вручена литературная премия имени Н.В. Гоголя. Вручались и премии за поэтическое творчество: за лучшие стихи в традиционном жанре - Премия имени Анны Ахматовой и за лучшие стихи авангардного направления - Премия им.Николая Заболоцкого. Также в прозаической и поэтической номинациях была вручена премия им. С.Маршака за лучшие произведения для детей.
11.11.2009 / далее

Поэтические чтения в рамках акции "Свобода слова"

25 сентября 2009 года в саду Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме прошли поэтические чтения в рамках акции «Свобода слова». По формату это был «открытый микрофон», при том, что перед участвующими поэтами ставилась задача не только прочитать свои стихи, но и обозначать контекст литературы ХХ века, который повлиял на творческое становление автора, а также прочитать стихи поэтов ХХ века.
26.09.2009 / далее

Архив новостей

 
  Расширенная форма показа
  Только заголовки
Региональный куратор:
Дарья Суховей
d_su@mail.ru

Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2017 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования

Хотите узнать стоимость замера компрессии дизеля? Не проблема, обращайтесь к нам, мы быстро и недорого выполним свою работу.



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service