|
|
|
Презентация двухтомника прозы Бориса Иванова
20.05.2009
|
14 мая 2009 года в Музее Ахматовой состоялась встреча с петербургским писателем и ветераном ленинградской неофициальной культуры Борисом Ивановым, посвященная выходу в издательстве «Новое литературное обозрение» двухтомного собрания его прозы «Белый город» и «Невский зимой». Вечер в основном состоял из высказываний петербургских литераторов о специфике прозы Бориса Иванова. Открывший его литературовед Борис Рогинский отметил, что Рид Грачёв писал, что «нужен поступок»; книга – это поступок, и предоставил слово критику Никите Елисееву.
Никита Елисеев отметил, что для прозы Иванова, писавшейся во второй половине ХХ века, характерны переклички с европейской литературой и философией того же времени. Для экзистенциализма характерно, что жизнь человека – прежде всего трагедия. И именно в не-отказе от трагедии сознательный выбор человека. Человек совершает свободный выбор, не боится взять на себя ответственность за поступок, который честен, нравственен, но неминуемо приведёт человека к неудаче. Как самую сильную он отметил повесть «Подонок», в которой сделана попытка дать образ поколения шестидесятников, через образ интеллигента в тоталитарном обществе.
Далее выступил поэт Александр Скидан, на которого сильное впечатление произвели военные, в частности блокадные рассказы Бориса Иванова. Он рассуждал о том, что в русской и зарубежной литературе было много дебатов о том, что невозможно изобразить предельный опыт. Та непрямая прямота, с которой Борис Иванов, как бы простой советский школьник, обращается к теме запредельного опыта, завораживает. В итоге – через прозу Бориса Иванова, написанную в советское время, происходит реабилитация критического реализма – без уловок хитрости и неомифологического сознания.
После этого слово взял сам Борис Иванов. «Мне кажется, я отношусь к тем писателям, которые начинают сочинять в раннем детском возрасте». И далее – вся творческая писательская биография – от прочитанной ещё до войны повести Неверова «Ташкент – город хлебный», через лито Михаила Слонимского в начале 1960-х годов и выхода первого сборника прозы в 1965 году. Других официально вышедших книг не последовало, потому что Иванов погрузился в неофициальную культуру, и 1970-е годы были самыми литературными в его жизни. Он привёл близкую своему пониманию мира цитату из Анны Франк – «жизнь как приключение», жизнь как роман. Также в своём выступлении он прокомментировал фактическую канву некоторых произведений, а завершил так: «Сейчас я понимаю только фанатиков и энтузиастов».
Далее о Борисе Иванове высказался поэт Сергей Стратановский, который признался, что знал Бориса Иванова не как прозаика, а как общественного деятеля, который создал нашу неофициальную культуру. С выходом книги во многом он открылся с новой стороны. И это новое открытие вызвало серьёзное переживание, не из-за фактов, а из-за художественного впечатления, была неизвестна и военная проза.
Главный редактор журнала «Звезда» Андрей Арьев в своём выступлении высказался про особый ритм прозы Иванова, и про то, что моральная оценка зла – вопрос, который ставится, например, в повести «Подонок», неоднозначна. Борис Иванов, по его словам, потратил огромную энергию на то, чтобы понять, что мы тоже убийцы, или можем быть убийцами, власти подозревали, что каждый из нас – так или иначе – преступник.
Правозащитник Вячеслав Долинин в своём выступлении сказал о том, что в сборник не попало – в частности, материалы о журнале «Часы» и другие воспоминания, то есть Борис Иванов как литературный деятель, а не просто автор прозы, представляется ему важным и незаменимым для развития литературной среды и общества в целом.
Борис Рогинский в завершающем слове обобщил сказанное на вечере. Он считает, что творчество Бориса Иванова состоит из трёх составляющих. Первое: чистота детского голоса, которая начинает формироваться в блокадных рассказах, и продолжается в дальнейшем творчестве. Второе: мы вспоминаем о настоящем честном реализме XIX века, которому наследует Борис Иванов. Типизация и аналитическая способность помогают дать представление об эпохе, об её деталях и особенностях, которые видно только изнутри. Третье: эпический дар, искусство рассказчика, умение слушать других людей. Также он упомянул про 100 сюжетов, на которые Борис Иванов хочет ещё написать рассказы.
В самом конце вечера слово взял некто Александр Фотиев, который рассказал о Борисе Иванове как об общественном деятеле 1980-х-1990-х годов. Вечер закончился небольшой автограф-сессией. О нынешней ситуации с премией Андрея Белого никаких высказываний на вечере не было. Впрочем, через несколько дней ситуация разрешилась (см. ссылку).
|
|
|
|
|
16 июня в Царском Селе и Павловске прошёл Первый ландшафтный поэтический фестиваль «Пушкинские лаборатории».
Презентация третьего тома антологии "Собрание сочинений" (Стихотворения 2011 года: Антология современной поэзии Санкт-Петербурга)
28.04.12 - 29.04.12 в галерее ГЭЗ-21 Арт-центра «Пушкинская-10» прошел Девятнадцатый фестиваль русского свободного стиха.
В шестой раз в Санкт-Петербурге была вручена литературная премия имени Н.В. Гоголя. Вручались и премии за поэтическое творчество: за лучшие стихи в традиционном жанре - Премия имени Анны Ахматовой и за лучшие стихи авангардного направления - Премия им.Николая Заболоцкого. Также в прозаической и поэтической номинациях была вручена премия им. С.Маршака за лучшие произведения для детей.
25 сентября 2009 года в саду Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме прошли поэтические чтения в рамках акции «Свобода слова». По формату это был «открытый микрофон», при том, что перед участвующими поэтами ставилась задача не только прочитать свои стихи, но и обозначать контекст литературы ХХ века, который повлиял на творческое становление автора, а также прочитать стихи поэтов ХХ века.
|
|
|
|