Санкт-Петербург. Новости

Встреча с писателем Александром Карасёвым

06.04.2009

2 апреля 2009 года в Музее-квартире Михаила Зощенко прошёл пятый вечер цикла «Встречи у Зощенко», посвященного представлению современной прозы во всём её разнообразии. Интерес к рассказу не очень свойственен современным издателям. Однако, в формате вечеров прозы жанр рассказа ставится во главу угла. Живое авторское чтение рассказа передаёт интонационные и стилистические нюансы собственно текста, черты, не очень заметные в печатном представлении текста. К примеру, романы на вечерах обычно представляют или в пересказе, или во фрагментах, или вообще в формате автограф-сессии – и все эти возможные форматы создают сильную дистанцию между прозаическим произведением и воспринимающими его слушателями.

Гостем музея на этот раз стал писатель Александр Карасёв, автор книги «Чеченские рассказы» (М.: Литературная Россия, 2008). Александр Карасёв недавно стал петербуржцем, он родом из Краснодара, участвовал в боевых действиях в Чечне, а последние лет пять его рассказы активно печатают российские толстые журналы. Вечер в музее был дебютным для автора. Карасёв давно работает в жанре рассказа – из современной жизни, армейской и гражданской.

Рассказы Карасёва очень узнаваемы, им свойственны короткая фраза, чётко описывающая дислокацию предметов в пространстве и положение дел и сжатый финал рассказа, оборванного словно бы на полуслове.

На вечере были прочитаны два новых рассказа – «Звездопад» и «Сорок дней до приказа», которые готовятся к публикации в журнале «Октябрь» в этом году. Второй рассказ вызвал достаточно интересную дискуссию. Слушатели – среди которых были научные сотрудники музея Алексей Сёмкин и Дарья Суховей, писатели Валерий Айрапетян и Лев Усыскин – отметили как структурные черты прослушанных рассказов, свойственные именно рассказам Карасёва, так и некоторое несоответствие, отсутствие мотивации в том, что капитан Лемиш бьет по лицу старослужащего солдата Иванова, который ведёт себя достаточно свободно - не встаёт утром, не работает и т.п.

В продолжение литературной части вечера Александр Карасёв прочитал ещё 2 рассказа, на этот раз уже из книги «Чеченские рассказы» – «Борзяков» и «Клюква», которые к собственно «чеченским» не относятся, они входят во вторую часть книги – «Первый снег», объединяющую рассказы на разные темы. Прочитанные рассказы, скорее, можно отнести к жанру исторической военной прозы. В первом речь идёт о судьбе суб-лейтенанта танкиста Борзякова, который в 1940 году пытался пересечь границу из дислокации в Румынии в Советский Союз.

Полуторастраничный – если смотреть по изданию – рассказ Александра Карасёва «Клюква» относится к жанру уже не короткой, а малой прозы. Сюжет этого рассказа близко соотносится с главками «Атака» и «Пятичасовой чай» из автобиографической повести Михаила Зощенко «Перед восходом солнца». В завершающих рассказ абзацах речь идёт об ордене Святой Анны IV степени, который после русско-японской войны 1904-1905 годов как раз и стал называться «клюквой». Этот орден поручик Михаил Зощенко, персонаж рассказа Карасёва, вмонтировал в портсигар. «Встречи у Зощенко» проходят в помещении литературно-исторической экспозиции музея, поэтому орден, о котором шла речь в рассказе Карасёва, можно было увидеть в том же помещении – в музейной витрине, посвященной участию Зощенко в боевых действиях на Первой Мировой войне.

Это сближение между историей ХХ века и современной прозой, пусть и на военно-исторический сюжет – редкая возможность для музея, спровоцировала удивление публики, которая после вечера заинтересовалась самим музеем, судьбой Михаила Зощенко, и стала внимательно изучать экспонаты. Неформальная часть вечера завершилась просмотром единственной видеозаписи авторского чтения Михаила Зощенко, который в 1936 году прочитал перед кинокамерой «Последний рассказ под названием «Коварство и любовь»» из «Голубой книги».





Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service