Санкт-Петербург. Новости

"Поэзо-концерт" в Доме Матюшина

16.02.2009

13 февраля 2009 года в Музее Петербургского Авангарда состоялся «Поэзо-концерт», приуроченный к 100-летию русского авангарда, числимого по одной из версий с первой публикации Велимира Хлебникова в журнале «Весна» в 1909 году. Вообще 100-летие авангарда не привязано к какому-то особому календарному дню, поэтому не исключено, что в течение 2009 года будут проведены ещё какие-то акции по этому случаю.

Исполнителями и авторами поэзо-концерта, как следовало из афиши, является группа «и Ко», состоявшая из Александра Горнона, Сергея Бирюкова, Павла Байкова, Петра Казарновского и Валерия Кислова. На входе посетителям вечера раздавали программу вечера, напечатанную цветными чернилами (кому-то достались жёлтенькая, синенькая, и красненькая, а вот корреспонденту Литкарты – зелёненькая) на оборотках биографий футуристов (кому-то достались Маяковский, Бурлюк, Гуро, а вот корреспонденту Литкарты – Каменский). Также перед началом вечера зрителям, весьма плотно уже сидевшим в зале, Сергей Бирюков раздал листочки бумаги, сложенные вчетверо, со словами: «Не открывать до сигнала, а то вылетит» (при этом сигнала не прозвучало, и по завершении чтений некоторые зрители развернули розданные бумажки, не обнаружив на их ничего, и обменялись взаимным нео-аванградистским недоумением).

Действо началось с прохода участников вечера по проходу между слушателями с колоколами и трещотками – и деятельным удивлением в адрес блуждающих в доме Матюшина теней деятелей первого русского авангарда (в программе вечера сия часть была обозначена как проФилАКТИЧЕСКИЙ обХОД). Это явление плавно перешло в чтение Сергеем Бирюковым достаточно известного его текста, в котором обыгрываются другие значения инициалов авангардистов, а также других стихотворений, основанных на обыгрывании материальной стороны произнесения фонем. Другие участники вечера подыгрывали Бирюкову вопросами и требованиями прочитать тексты на другие темы (например, о Петербурге), по всей видимости, наследуя буржуазной публике, не понимавшей первого русского авангарда.

Далее прозвучала композиция из органически переходящих друг в друга небольших текстов Павла Байкова, Петра Казарновского, Валерия Кислова и Александра Горнона. Сами авторы находились в разных углах сцены. На экране за каждым из выступающих появлялось крупным планом его лицо, заснятое на видео, это было или гримасничанье, или чтение стихов. В логическом центре композиции, как стало понятно примерно к её середине, оказалось произведение Валерия Кислова с рефреном «Что для нас иго», созданное только из трёхбуквенных слов. Также можно отметить сильно ощутимое в этом контексте лирическое напряжение не-комбинаторных текстов Павла Байкова.

Поэзо-концерт продолжился выступлением дуэта двух Борисов – Констриктора (стихи) и Кипниса (скрипка); при этом Констриктор был одет в какую-то блестящую квадратную шапочку, а Кипнис выступал в налобном фонарике.

Далее был продемонстрирован анимационный фильм Александра Горнона «Пятидневка-дренаж», в сопровождении живого пения композитора фильма Александра Следина (из фонограммы фильма его партия была «сминусована»).

Валерий Кислов прочитал ритмический предельно аллитерированный прозаические фрагменты произведения «Р. С.».

Комбинаторные опыты Павла Байкова были проиллюстрированы текстом на экране, по которому в случае палиндрома ползла справа налево цветная черта – как в караоке, а в случае омо-(гетеро-) граммы (всё никак не выбрать термин - равнобуквицы) – группы букв анимационно менялись местами. Эти тексты перемежались опытами Петра Казарновского по расчленению лексической сущности слова. В программе сей кусок действа был заявлен как «палиндромы и лексодрамы».

Ближе к концу вечера было исполнено стихотворение Сергея Бирюкова «Зимородок тень стёр» на 4 голоса.

Вечер завершился метанием публикой в выступающих маленьких цветных надувных шариков, предварительно розданных самими выступающими публике.





Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service