Санкт-Петербург. Новости

Открытие нового музея "Коридор самиздата" на Пушкинской 10

19.12.2008

14 декабря 2008 года на Пушкинской 10 открылся новый музей – «Коридор самиздата». Находится он в коридоре, проходящем по второму этажу культурного центра между двумя парадными. Церемония открытия, проходившая на одном из ближайших к экспозиции лестничных пролётов, началась с высказывания Сергея Ковальского, который признал происходящее событие эпохальным. Он же представил создателей экспозиции музея – это круг альманаха «Акт»: поэт и музейщик с большим стажем Тамара Буковская, а также поэт и художник Валерий Мишин. Также в создании экспозиции участвовали Вячеслав Долинин (НИЦ «Мемориал»), поэты Сергей Стратановский и Валерий Земских.

Тамара Буковская в приветственном слове отметила преемственность открывающейся постоянной экспозиции по отношению к выставочным проектам последних лет в петербургском музее Пушкина и в московском Фонде Солженицына. Основной пафос её речи сводился к тому, что «у нас достаточно времени рассмотреть подробно то, что мы прожили». Вячеслав Долинин отметил, что собирание материалов самиздата началось более 50 лет назад – общественной организацией «Народно-Трудовой Союз» во Франкфурте-на-Майне. Самый большой, по его словам, собиратель самиздата – КГБ, но эти материалы, по понятным причинам, недоступны.

В публике прошла волна обсуждения, какие именно тексты ходили в самиздате. Были названы имена Гумилёва, Солженицына, Набокова, Есенина. Долинин продолжил, что «академики» (то есть, по всей видимости, учёные-филологи) в упор никогда не видели самиздата, и продолжают изучать литературную ситуацию второй половины ХХ века в неполном, урезанном виде. Завершил он своё высказывание: «мы принимаем дополнения, замечания и приношения». С короткими репликами на открытии выступили поэты Алла Минченко, Юлиан Рыбаков-Фрумкин, Сергей Стратановский, Петр Брандт, Михаил Кузьмин, Борис Констриктор, Валерий Мишин, художники Валентин Мария Тиль Самарин и Вадим Воинов.

Более существенными и ценными были высказывания, касавшиеся разных направлений самиздата и наиболее активных персон, существовавших в этом пространстве. Философ Татьяна Горичева рассказала об истории самиздатского журнала «37», издававшегося ею совместно с Виктором Кривулиным с 1976 по 1981 год, отказавшегося от печатания поэзии и посвященного философским вопросам: «мы жили в своей апофатике». Она же оценила своё отношение к новорожденному музею: «я хотела бы, чтобы это было не музеем, а было событием». Сергей Ковальский упомянул Колю Васина, как значимого представителя литературно-музыкального самиздата (его материалы обширно представлены в экспозиции). Соредактор журнала «Обводный канал» Кирилл Бутырин рассказал об истории журнала (выходившего в 1981-1993 годах, редактировался им совместно с Сергеем Стратановским). Этот журнал, в отличие от «37», отказался от философии, проявляя интерес к истории искусства в целом, активно печатал поэзию и книжные (т.е. естественно, машинописные) приложения со стихами и переводами. Анатолий Домашёв рассказал о деятельности недавно ушедшего от нас Бориса Тайгина, который был практически основателем самиздата, потому что возвёл практику машинописного тиражирования текстов в систему.

Современное положение дел с функционированием и изучением самиздата на открытии «Коридора самиздата» тоже было обозначено. Александр Мухарев из Днепропетровска, редактор журнала «Стых» (презентация которого в Петербурге прошла днем раньше) рассказал о том, что журнал «Стых» – тоже продукт самиздата, только самиздата другой эпохи (интернета и ризографов). По его представлениям, днепропетровский самиздат возник в 1990 году с появлением журнала «Артикль». В конце 1990-х этот журнал закрылся, и на его место пришёл «Стых», издаваемый Мухаревым, Максимом Бородиным и М.Беспаловым. Современная русская поэзия, по свидетельству Мухарева, распространяется в самиздате; официально печатаются только украиноязычные проекты. Дмитрий Северюхин, соавтор энциклопедии «Самиздат Ленинграда» (М.: НЛО, 2003), сказал, что энциклопедия не будет переиздана, зато она удостоена Анциферовской премии, присуждаемой за краеведческие труды, то есть самиздат как феномен можно рассматривать ещё и с точки зрения краеведения.

Стенды экспозиции посвящены разным аспектам истории самиздата и ленинградской «второй культуры» в целом: показаны литературные журналы и альманахи, деятельность «Клуба-81», отдельные литературные группы и значимые персоны – Олег Охапкин, Иосиф Бродский, Николай Рубцов; рок-самиздат; к самиздату отнесены также фотофиксации надписей правозащитного свойства на набережной и на трамвае.

Экспозиция в «Коридоре самиздата» открыта ежедневно, вход свободный.





Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service