Саратов. Новости

Второй фестиваль актуальной поэзии «Дебют-Саратов»

23.03.2008

        14—16 марта в Саратове прошёл второй фестиваль актуальной поэзии «Дебют-Саратов», организованный под патронатом Содружества «Новые писатели России» и интернет-проекта «Новая литературная карта России». Координатором фестиваля выступил, как и в 2007 году, литератор и философ Михаил Богатов — на этот раз при участии поэта Алексея Александрова, входящего в состав редакции обновлённого журнала «Волга — XXI век».
        Фестиваль открылся пресс-конференцией, участники которой обозначили не только основные задачи, но и проблемы и перспективы фестивального движения. Так, руководитель нижегородской поэтической делегации Евгений Прощин отметил, что соединение в фестивальных программах местных авторов со столичными гостями — важный шаг к восстановлению целостности национального литературного и культурного пространства, однако нельзя сбрасывать со счетов и роль фестивалей как способа консолидации литературного сообщества соседних регионов (в данном случае Поволжья); в целом, по мнению Прощина, важен баланс между представлением слушателям в разных концах страны единого круга наиболее ярких новых поэтов — и обретением собственного лица каждым из целого ряда появившихся в последние годы фестивальных проектов. По словам представлявшего на пресс-конференции «Новую литературную карту России» Дмитрия Кузьмина, поэтический фестиваль — сложное многомерное единство, в котором так или иначе совмещены элементы, предназначенные для достаточно широкой публики, и то, что адресовано в первую очередь самим поэтам; Кузьмин призвал собравшихся с пониманием отнестись к тому, что не всякое фестивальное выступление будет близко любому из слушателей.
        В трёх поэтических чтениях, проходивших в ресторане «Русский Век» и рок-кафе «Machine-head», были причудливо перетасованы поэты из Москвы, Саратова, Нижнего Новгорода, Челябинска, Самары, Тольятти. Стилевой диапазон был задан самым широким образом: от Алексея Кубрика, чья поэтика уходит корнями не только в наследие Мандельштама и Бориса Поплавского, но и напрямую в художественную практику символистов, — до одного из мэтров русского конкретизма, знаменосца речевой поэзии Ивана Ахметьева. При этом наряду с постоянно выступающими и хорошо известными авторами — такими, как Дмитрий Веденяпин, Алексей Прокопьев, Герман Лукомников, — из столицы приехали и авторы, которых нечасто можно услышать даже в Москве (в частности, Юлия Скородумова и Татьяна Нешумова). Принципиальным концептуальным решением фестиваля стала встреча в одной и той же программе авторов средне-старшего поколения с подающими надежды поэтами «Поколения «Дебюта» — Александрой Володиной из Москвы, Евгенией Сусловой из Нижнего Новгорода, Александром Маниченко и Андреем Черкасовым из Челябинска. Как свой родной Саратов (вернее, примыкающий к нему город Энгельс), так и Москву представляла на фестивале лауреат «Дебюта»—2002 Дина Гатина; среди других молодых саратовских поэтов выделялась группа авторов, связанных с философским факультетом СГУ и, закономерным образом, обращающихся в своих стихах к философской проблематике: Юлия Попова, Антон Белохвостов, Александр Мисуров. В отсутствие Светланы Кековой основу саратовской делегации составили Алексей Александров, Евгений Заугаров, Сергей Трунёв — авторы местного альманаха «Василиск», наследующего городской традиции независимой печати, восходящей к известному самиздатскому журналу «Контрапункт». В то же время среди выступавших саратовских поэтов было немало совершенных дебютантов, и в некоторых случаях их участие в представительном форуме профессиональных авторов представлялось несколько преждевременным. Насыщенность программы в сочетании с принципиальной разнородностью участников поставила слушателей, пришедших на чтения без отчётливого представления о том, кого им предстоит услышать, в затруднительное положение.
        Равновеликую с поэтическими чтениями часть фестиваля составил коллоквиум по вопросам современного искусства. Три круглых стола — «Gesamtkunstwerk: от опер Вагнера к современному синтетическому искусству», «Гламур в современном искусстве» и «Пафос словаря современной эстетики» — были проведены преимущественно силами философов — как саратовских (Михаил Богатов, Софья Тихонова), так и приехавших из Москвы (Александр Михайловский, Игорь Михайлов), Самары (Виталий Лехциер), Минска (Илья Инишев), — и вопросы поэзии затрагивали не в первую очередь, хотя и поэты — прежде всего, Данила Давыдов, Егор Кирсанов, Алексей Прокопьев — приняли в дискуссиях непосредственное участие. Как бы переходным между двумя частями фестивальной программы стал ещё один круглый стол — «Этическое и эстетическое в современной литературе», тема которого была подсказана конфликтной ситуации в саратовской литературной жизни — серией публикаций в городских газетах, обвиняющих журнал «Волга — XXI век» в пропаганде безнравственности в связи с публикациями молодых авторов — Евгения Новицкого, финалиста «Дебюта» Евгения Алёхина, финалиста Илья-премии Елены Георгиевской. Участники дискуссии — Дмитрий Кузьмин, Данила Давыдов, Алексей Кубрик, Виталий Лехциер, Дмитрий Веденяпин, — отправляясь от различных исходных мировоззренческих установлений, говорили о том, что следование эстетическим задачам, создание произведений, отвечающих высшим художественным требованиям, и есть главный нравственный долг художника. В целом идея диалога между поэтическим и академическим сообществом, давно отстаиваемая куратором фестиваля Михаилом Богатовым, показала свою принципиальную состоятельность, хотя её формы и форматы ещё предстоит вырабатывать; отсутствие среди участников дискуссии представителей литературоведения не может не вызывать огорчения, хотя, по-видимому, и является отражением объективного положения дел.





Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service