«Василиск» — это не просто эклектика, возведённая в правило, и не только маленький царёк купеческого в прошлом городка. Наше кредо — печатать в первую голову не похожих на других начинающих авторов, дать этим авторам возможность ощутить себя в контексте этого самого литературного процесса во всём его многообразии: от традиционных стихов и прозы до визуальной поэзии и иных арт-жанров.
Одновременно мы вспоминаем и тех, чья деятельность, а зачастую и сам факт существования в 60–80-х годах прошлого столетия подготовили почву для литобъединений «Контрапункт» и других, менее масштабных, вроде «Просодии», где уже потом появились первые ростки саратовского самиздата…
Алексей Александров
Саратов, как и абсолютное большинство других региональных центров, не самое лучшее место для литературной карьеры… Посему представлять какую-то эндемичную саратовскую литературу не только сложно, но и вряд ли нужно: здесь всегда будет ощущаться тоскливо-тревожная промежуточность, незавершенность и текучесть, усугубляемая дурной литературной суетой...
Дело осложняется тем, что в Саратове живет и пишет, не собираясь уезжать, но и не регламентируя себя официально, небольшое число особо стойких поэтов, оказавшихся волей-неволей в дислокации «на карте генеральной», поэтов достаточно ярких, чтобы быть замеченными на тусклом фоне региональной словесности…
Несмотря на наличие Интернета, «доступного как весь гражданский флот», и свободу слова, фактическая журнальная ситуация в городе не изменилась со времен Н. Палькина и И. Тобольского.
Так что «Василиску» видимо имеет смысл заявить о своей неформальной исторической преемственности самиздату, в том числе (а не только) саратовским его попыткам 80–90 гг. и соответственно — духовной преемственности породившей его культуре.
Дмитрий Голин