 |
 |
 |
Виталий Лехциер
поэт, литературтрегер, критик, редактор
Родился в 1970 году
|
Визитная карточка
* * *
Низшее сословие – в клубнике, в овощи пошли аристократы, третье – укатило в Эмираты.
Траты, маркированные страты, похороны, свадьбы и зарплаты.
Выспимся и вырвемся в Мисхор, горный воздух, легкие, загар.
Вознеси на небеси прополку и мансарду мимо пронеси, вот ушко игольное – в иголку ну, давай, карабкайся, скользи!
|

Биография
Родился в г.Ташауз (Туркменская ССР). Окончил филологический факультет Самарского государственного университета, доктор философских наук (диссертация «Переходность как философская проблема: феноменологический анализ опыта “пере”», 2007, опубликована как монография). Автор шести монографий, в том числе «Введение в феноменологию художественного опыта» (2000) и «Болезнь: опыт, нарратив, надежда. Очерк социальных и гуманитарных исследований медицины" (Вильнюс, 2018), "Поэзия и её иное: философские и литературно-критические тексты" (Екатеринбург; Москва: Кабинетный ученый, 2020) и более ста пятидесяти научных статей, опубликованных в центральных журналах ("Логос", "НЛО", "Топос", "Социология власти" и др.). Автор нескольких книг стихов, публикаций в журналах "Воздух", «Волга», «Золотой векъ», «Вавилон», "TextOnly", "Дети Ра", Pontes-98 (на английском), в поэтических антологиях "Нестоличная литература", "Девять измерений", "Диалог без посредников", "Майские чтения", "Поэтический путеводитель". Участник и лауреат ряда литературных фестивалей, в том числе фестивалей и акций, организованных вестником современного искусства "Цирк Олимп" (1996-2009), 1-го Всероссийского фестиваля современной поэзии в Костроме (1993), 2-го съезда молодых европейских писателей (Хорватия, 1997), Всемирного конгресса Пен-клубов (2000), фестиваля "Культурные герои ХХI в". (2000), межрегионального фестиваля современной поэзии ГолосА (2008, 2012, 2013) и др. Куратор региональных литературных акций - "Антропология поэтического опыта" (2012-2013) и "Поэтическая логоцентрика" (2013-2019) и др., соредактор литературно-аналитического портала "Цирк Олимп+TV" и одноименной книжной поэтической серии. Лауреат Премии Андрея Белого (2019) в номинации «Литературные проекты и критика».
|

Прямая речь
Поэзия как форма приватизации собственного существования, как событие субъективации или «поляризации бытия» (Э.Левинас), когда в безличном «имеется» появляется кто-то, берущий на себя ответственность за собственное лицо, кто-то, кто существует способом различения, поэзия как самотерапия и самостроительство, как неизбежный ответ собственной фактичности в свете собственной конечности, наконец, как возможность трансформации и нетривиального диалога с языком и вещами, – этого у поэзии никто не отнимет. Представляется, что экзистенциальный смысл поэзии сегодня наиболее очевиден. И именно поэтому в ее адресном поле она по-прежнему является письмом, запечатанным в бутылке, плывущим к своему провиденциальному собеседнику. Из ответов на анкету журнала «Воздух»
|

Предложный падеж
Поэзия Виталия Лехциера кажется странной, провокативной – именно потому, что лишена присущих новейшей культуре (да и предшествующей, и предшествующей той, что предшествовала) атрибутов провокативности. Перед нами очень неожиданно встретившиеся – нет, не стили, не поэтические языки, не дискурсы, даже не типы мировосприятия, – способы самоорганизации того, кто ныне стоит на месте лирического «я». Изысканность, тотальность культурной памяти, существующая в обломках поэтической речи – это лишь часть того мыслительного аппарата, который должен уравнивать Уорфа, Сепира, Мерло-Понти – и не столько даже речевые модальности обыденного фона (это сделано и конкретизмом, и концептуализмом), – но саму обыденную деятельность говорящего «я», с его рисом, который необходимо перемешать в дуршлаге. Субъект поэтического говорения отказывается от последней степени величия, ныне возможной, – а именно падения, – оставаясь актантом. И тем самым он демонстрирует существование, становящееся чудесным образом поэзией. Лехциер предлагает не воспарить над этой суетой, а найти поэзию, скрытую в ней самой. Для этого нужно вслушаться в ритм этого мельтешения и вглядеться в его цветовой поток. Стихи поэта из Самары буквально переполнены упоминаниями современных реалий, репликами от женского или мужского лица... Эти слова и образы как будто не принадлежат сознанию говорящего, они – неизвестно чьи, отъединены друг от друга и существуют по отдельности. Рассказчик или герой стихотворений Лехциера не воспарил, но словно бы вынес себя за скобки. Оттуда, из-за скобок, он рассматривает мир, ускользающий из-под любого контроля и живущий по своим законам. Стихи Лехциера населены персонажами, которые вступают в диалог с рассказчиком – но мы о них ничего не знаем и можем только угадывать, каковы они. Кажется, что любовь Лехциера к трехстрочным строфам – его личный оммаж Данте, который написал «Божественную комедию» терцинами. Содержание новой книги поэта можно пересказать одной фразой: вот такое у нас чистилище, но, не пройдя его, невозможно попасть в рай.
|

Библиография
|
Раздвижной дом
Самара: Самарский дом печати, 1992. — Библиотека журнала «Тарбут»
Обратное плавание
Самара: Типография газеты «Солдат Отечества», 1995. — 80 с.
М.: АРГО-РИСК; Тверь: Kolonna, 2002. — 56 с. — Библиотека молодой литературы
Стихи. — М.: АРГО-РИСК, Книжное обозрение, 2009. — 56 с.
Стихи. — Шупашкар: Free poetry, 2013. — 44 с.
|
Cтихи. — Самара, 2013. — 94 с. Поэтическая серия "Цирк Олимп+TV"
Своим ходом: после очевидцев
Предисл. Д.Ларионова; послесл. Н.Савченковой. — М.: Новое литературное обозрение, 2019. — 192 с. (Серия "Новая поэзия")
|
|
 |
|
|
 |