Нижний Новгород. Новости

XVIII Российский фестиваль свободного стиха

03.05.2011

XVIII Российский фестиваль свободного стиха в третий раз за свою двадцатилетнюю историю покинул Москву и, после Санкт-Петербурга и Твери, состоялся 30 апреля и 1 мая в Нижнем Новгороде. Бессменному куратору и ведущему фестиваля Юрию Орлицкому ассистировал координировавший подготовку программы в Нижнем Новгороде Евгений Прощин. Гостеприимным хозяином фестиваля выступил Нижегородский центр современного искусства, неделей раньше открывшийся в историческом здании Арсенала на территории Нижегородского Кремля.

Сравнительно с московскими фестивальными программами нижегородский фестиваль верлибра собрал чуть меньше участников — около 60, включая и московских завсегдатаев — Наталию Азарову, Владимира Аристова, Данилу Давыдова, Татьяну Данильянц. Вопреки традиции малочисленной оказалась петербургская делегация, представленная лишь Тимофеем Дунченко и Тимофеем Усиковым, прочитавшими ряд энергичных текстов полуимпровизационного характера, зато со своими стихами в Нижний Новгород прибыли Борис Шапиро из Германии, Станислав Бельский из Днепропетровска, Канат Омар из Астаны и поэты из различных регионов России. Нижегородская поэтическая школа, сложившаяся за последние годы в младшем поколении региональных авторов, была представлена сравнительно разнообразно, в том числе и теми, чьи предпочтения, как, например, у Григория Гелюты, лежат по преимуществу в области так или иначе урегулированного стиха, а не верлибра; впрочем, в фестивале участвовали и нижегородские авторы старших поколений — в частности, Евгений Стрелков и Лия Аронович. Едиными блоками выступили авторы московской поэтической группы «Периферия» — редкого для современного литературного ландшафта поэтического объединения классического типа, основанного на эстетической и идеологической общности участников, — и представители посвященного русским хайку проекта «Хайкумена» Дмитрий Кудря, Наталья Седенкова и Наталия Леви, подробно рассказавшие о положении дел в этом особом сегменте русского поэтического пространства и прочитавшие тексты многих других авторов, работающих в этом жанре. Как всегда, фестиваль верлибра предоставил возможность выступления дебютантам — наибольшее впечатление произвел 20-летний нижегородец Кирилл Широков, продемонстрировавший не только естественную для молодого автора экспрессию, но и известную искушённость в постмодернистских литературных технологиях. По традиции некоторое количество авторов были представлены на фестивале заочно — стихи различных поэтов, от москвича Константина Кедрова до жителя посёлка Тульский Республики Адыгея Николая Недрина, прозвучали в исполнении других участников. Особая секция фестивальных чтений была посвящена стихотворному переводу: наряду с широким спектром разноязычных современных авторов — от Джона Эшбери в переводах Антона Нестерова до молодых украинских поэтов в переводах Станислава Бельского и Дмитрия Кузьмина — прозвучали и некоторые классические произведения (прежде всего, фрагмент из «Морской оды» Фернандо Пессоа в переводе Наталии Азаровой). В небольшом разделе докладов и сообщений особый интерес представляло выступление Юрия Орлицкого, прочитавшего несколько стихотворений Александра Кондратова (1937-1993), найденных в его архиве.

На протяжении всего фестиваля продолжалась своеобразная художественная акция, подготовленная и проведённая молодым нижегородским медиахудожником Анной Толкачёвой. Звучавшие со сцены тексты вводились ею в компьютерную программу, сопоставлявшую их словесный состав со стихотворениями А. С. Пушкина как архетипического русского поэта; после каждого выступления программа выводила на обозрение публики то стихотворение участника, в котором был обнаружен наибольший процент Пушкина, и то стихотворение Пушкина, в котором соединёнными усилиями выступавших было «закрыто» наибольшее количество слов. Самыми «пушкинскими» из прозвучавших на фестивале текстов оказались некоторые хайку авторов проекта «Хайкумена», из пушкинских же стихотворений наибольшее количественное совпадение со стихами участников фестиваля было зафиксировано у альбомного посвящения А. О. Смирновой-Россет «Полюбуйтесь же вы, дети...», пребывавшего на экране практически постоянно, однако это совпадение (обусловленное обилием в пушкинском тексте служебных слов) никак не могло бы стать полным ввиду присутствия специфической лексики, если бы выступавший последним из участников Дмитрий Кузьмин не произнёс специальный экспромт, каждая строка которого включала по одному пушкинскому слову; таким образом, предусмотренное акцией Толкачёвой коллективное вызывание Пушкина удалось.





Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service