|
|
|
 |
Оксана Васякина
поэт
Родилась 18 декабря 1989 года
|
|
Визитная карточка
|
что я знаю о насилии когда мне было 13 лет меня изнасиловал подонок по имени Артём
теткин сожитель на моих глазах выволок ее на лестничную клетку и прыгал на ее голове в ботинках пока та не потеряла сознание сожитель моей матери избивал ее каждый месяц она ходила на работу с синяками и каждые полгода ходила к стоматологу чтобы тот нарастил ей передний зуб выбитый моим отцом
что я знаю о насилии все женщины были биты женщин насиловали женщины вставали и шли на работу шли готовить еду и целовали своих насильников
я пишу этот текст в метро
каждые две минуты я закрываю заметки и начинаю дышать и считать от ста до нуля
так делают все кто знают что делать когда хочется прыгнуть на рельсы или биться головой о стеклянные двери
сто девяносто девять девяносто восемь девяносто семь девяносто шесть девяносто пять
и я снова открываю заметки чтобы писать этот текст
рядом со мной мужчина снимает на телефон сообщение на жестовом языке я считаю и смотрю на него я думаю что поэзия должна мигрировать в жестовый язык
поэзия должна мигрировать в язык на котором можно говорить о насилии и не впадать в завороженное упоение говорить о насилии и не замалчивать его
поэзия должна мигрировать в язык который остановит насилие
что я знаю о насилии
девяносто четыре девяносто три девяносто два девяносто один девяносто восемьдесят девять восемьдесят восемь
я жила там где насилие ничем не прикрыто учительница английского вела уроки в солнечных очках и когда она улыбалась разбитые губы начинали блестеть от выступающей сукровицы
восемьдесят семь
я жила там где женщин и девочек насиловали и это было нормой
восемьдесят шесть
я не знаю как подступиться к тому о чем я хочу говорить сейчас
восемьдесят пять восемьдесят четыре
я сделала все чтобы сбежать из мира где женщин убивают за то что они женщины я получила образование у меня хорошая работа мне хватает денег на еду
восемьдесят три
когда мы говорим и пишем: насилие насилие насилие
восемьдесят два
чем больше мы о нем думаем тем сложнее нам удаётся о нем думать и заниматься критикой насилия
все умные люди понимают про государственное и медийное насилие
восемьдесят один восемьдесят
но мы не говорим о насилии в сообществе
семьдесят девять семьдесят восемь семьдесят семь семьдесят шесть семьдесят пять семьдесят четыре семьдесят три семьдесят два семьдесят один семьдесят шестьдесят девять
я
шестьдесят восемь шестьдесят семь
я узнала о том что молодой поэт изнасиловал мою подругу ещё я узнала что он домогался до моей коллеги я вспомнила что у меня самой был сомнительный эпизод с этим поэтом
шестьдесят шесть шестьдесят пять шестьдесят четыре шестьдесят три
другой человек из нашего сообщества изнасиловал меня три года назад
он сказал что для него это был важный акт через насилие надо мной он обрёл утерянный фаллос он сделал это специально шестьдесят два шестьдесят один шестьдесят пятьдесят девять пятьдесят восемь пятьдесят семь
меня не били нас не били не рвали на мне одежду не рвали на нас одежду
пятьдесят шесть
чем насилие из прошлого отличается от насилия которое осуществляют мужчины среди которых я живу сегодня
пятьдесят пять
и какое имя я должна дать тому что происходило со мной и другими женщинами
пятьдесят четыре
я не буду изобретать новые имена я называю то что происходило изнасилованиями
пятьдесят три пятьдесят два
почему никто из нас не говорит о насилии в интеллектуальном сообществе
пятьдесят один
почему
пятьдесят
почему мужчины пишут тексты о войне на которой они никогда не были и не пишут о том что они делают с нами здесь
сорок девять
почему все читают феминистские тексты и становятся профеминистами в фейсбуке но никто из насильников не признает своей вины публично
сорок восемь
почему женщины пережившие
сорок семь
почему никто из мужчин не признает своей вины
сорок шесть
сорок пять сорок четыре
все боятся
сорок три
оказаться в изоляции
сорок два
изоляции
сорок один
когда женщину
сорок
когда женщину когда женщину когда женщину когда женщину когда женщину
тридцать девять
я могу рассказать что я чувствовала тогда
я верила этому человеку
и он изнасиловал меня
тридцать восемь
я знаю вы ждёте когда я досчитаю до нуля
тридцать семь
но когда я досчитаю
тридцать шесть
я начну снова
тридцать пять
считать
потому что
тридцать четыре
я чувствую бессилие
тридцать три тридцать два тридцать один
моего голоса недостаточно чтобы остановить
тридцать
все боятся скандала
двадцать девять
я не хочу писать в фейсбуке об этом я хочу говорить с вами об этом сейчас когда все мы здесь а не за своими компьютерами
двадцать восемь
потому что в шуме фейсбука
утонут женщины и я утону в этом шуме
двадцать семь
я хочу говорить
двадцать шесть
и не бояться обвинения изоляции травли
двадцать пять
как мы поэтессы редакторки издательницы философини социальные исследовательницы писательницы
двадцать четыре
можем говорить и не бояться
двадцать три
вся власть принадлежит мужчинам
двадцать два
женщин которые говорят правду называют ведьмами и сумасшедшими
двадцать один
как я могу говорить
двадцать девятнадцать
если мне не поверили тогда
восемнадцать
и не поверят
семнадцать
шестнадцать
пятнадцать
четырнадцать
тринадцать
двенадцать
я чувствую бессилие
одиннадцать
десять девять
восемь семь шесть
бессилие
пять
бессилие
четыре
бессилие
три
бессилие
два
бессилие
один
бессилие
ноль
бессилие
сто
|
Биография
Родилась в 1989 году в Усть-Илимске. Жила и работала в Новосибирске, Алма-Ате, Астрахани. Окончила Литературный институт в Москве. Участница поэтических фестивалей в Новосибирске, Перми, Владимире, Москве. Первая книга стихов вышла в 2016 году. Лонг-лист премии «Дебют» (2013), шорт-лист премии им. Андрея Белого (2016). Лауреат премии «Лицей» (2019). Публиковалась в журналах «Воздух», «Дружба народов», газете «ЫШШООДНА», интернет-изданиях «Сноб», «Colta.ru», «TextOnly», «Полутона», на портале Ф-письмо. Стихи переводились на английский, итальянский и румынский языки.
|
Прямая речь
Когда я пишу романтический текст, я надеюсь, что каждый/ая читающие найдут в этом тексте место для себя и собственного отражения. Эта парадоксальная возможность сказать за всех завораживает. Романтический текст может сопрячь в себе абсолютные противоположности. У магнита есть полюса. Такой текст привлекателен как фигура гения, в которую так часто вшиты несовместимые качества: он так холоден к близким вещам и так сентиментален при рассмотрении далеких, он захлебывается от пафоса в разговоре об абстракциях и поступает как последний подонок с близкими ему людьми.
|
Предложный падеж
Терапевтический элемент присутствует и в поэзии Оксаны Васякиной, достаточно продуктивно развивающей «эпический», повествовательный элемент поэзии Тёмкиной: как и более старшая поэтесса, Васякина обращается к пространным верлибрическим циклам, но смещает ракурс от иронической хроники повседневности в сторону бескомпромиссной критики гендерного насилия <...> Если Тёмкина стремится говорить на разбалансированной речи частного лица, то Васякина превращает свои тексты в программные драматические монологи, словно бы разыгрываемые перед невидимым адресатом, которым может оказаться как психоаналитик, так и зритель. Надо сказать, что повествователь(ница) здесь максимально приближен(а) к самой поэтессе, что вполне отвечает той амбициозной задаче, которую ставит перед собой Васякина, по сути не разделяя повседневную жизнь и писательство...
|
Библиография |
Женская проза
М.: Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2016. — 48 с. — «Поколение».
|
Ветер ярости
М.: АСТ, 2019. — 176 с. — «Женский голос»
|
|
|
 |
 |
Тексты на сайте
Штыпель, Ровинский, Сваровский, Веденяпин, Суслова, В. Банников, Беляков, Разумов, Галина, Горбунова, Лёвшин, Юсупова, Милорава, Е. Глазова, Скидан, Серенко, Васякина, Василевский, Абдуллаев, Андрукович, Сдобнов, Соловьёв
Воздух, 2017, №1
В.Аристов, И.Ахметьев, Л.Шваб, А.Горбунова, В.Лехциер, Е.Фанайлова, Д.Григорьев, А.Александров, Е.Соколова, Д.Да, Г.Геннис, И.Ермакова, Д.Веденяпин, Г.-Д.Зингер, П.Андрукович, Д.Ларионов, О.Васякина, Л.Юсупова, К.Коблов, К.Капович, Д.Строцев
Воздух, 2016, №2
Воздух, 2014, №4
|
|