|
|
|
 |
Ольга Славникова
прозаик, критик, литературтрегер
Родилась 23 октября 1957 года
Фото: Дмитрий Кузьмин, 2006
|
|
Визитная карточка
|
Спокойно, читатель. Осталось совсем небольшое скопление слов, ибо исписавшемуся автору кажется, будто он (вернее, она) использовал (использовала) для романа все слова, какие только имеются в русском языке. Сейчас любое слово, не употребленное в тексте, показалось бы автору неожиданным, будто иностранное, и заманчивым, будто свежеотчеканенный радостный рубль. В романе этому факту истирания материала соответствует полная остановка времени, о которой Антонов догадывался давно, но по-настоящему почувствовал только теперь. Раньше Антонов даже не представлял, что можно до такой степени не знать, что будет через несколько минут. Нежная многослойная завеса будущего, всегда скрывающая дальние складки местности за нашими представлениями о ней, всегда невинно кутающая множество ближних и дальних вещей (среди них одну особенную, с черной начинкой, а именно смерть), внезапно исчезла. Пейзаж, который часто помогает автору завершить произведение патетическими или лирическими подробностями, теперь лежал совершенно голый, совершенно безумный, как бы ненужно удлиненный вечерними тенями, — и Антонов, у которого окончательно отняли существование, не мог заставить себя осознать, что такое «ветка», «вечер», «скамья», «автомобиль». Всюду, куда бы он ни посмотрел, он видел только свое отсутствие и больше не находил причины не верить собственным глазам. Наконец–то Антонову мир явился таким, каким его наблюдают души, отделенные посредством смерти от физического тела, — а они, как представляется автору, наблюдают одновременность, достигшую совершенства. Проще говоря, все, что в последний раз видел для автора главный герой, было нарядным и подробным и напитанным медовым светом, будто картинка из диафильма. Но под картинкой барабанно натягивался экран, а за экраном угадывалась стена. Из романа «Один в зеркале»
|
Биография
Родилась в Свердловске. Окончила факультет журналистики Уральского университета. С 1987 г. литературный сотрудник журнала "Урал". Публикует прозу с 1988 г., роман "2017" получил Букеровскую премию (2006). Удостоена также премий журналов "Урал" (1996), "Дружба народов" (2000), "Новый мир" (2001), "Октябрь" (2001), премии имени Бажова (1999), "Ясной Поляны" (2018). Автор множества статей о современной литературе во всех основных "толстых журналах". С 2001 г. в Москве, координатор молодежной литературной премии "Дебют" (2001—2015).
|
Прямая речь
Я — писатель, прежде всего, языковой. Я вижу в каждом сюжетном повороте возможность и языкового сюжета тоже. Я понимаю, что по большей части это не прочитывается. Поэтому мои книги не подпадают под категорию комфортного чтения. Из интервью Олегу Проскурину
|
Предложный падеж
Новая проза Ольги Славниковой остро и масштабно современна. Как говорится, обжигающе современна. По теме. По осмыслению действительности. По восприятию мира, в том числе на уровне тонких, полуосознаваемых и трудно выразимых движений чувства и мыслительных действий. В ней бьется актуальный нерв, который резонирует и со сводкой теленовостей, и с твоими размышлениями о быстротекущей жизни, с впечатлениями от злобы дня. Кого нынче удивишь бодрым и внятно выстроенным повествованием с жестко очерченными героями и хирургически точным сведением всех сюжетных линий в одну точку, чтобы никакие лишние нити не торчали и не смазывали картинку, как будто бы уже специально подготовленную для кинематографа? Славникова и удивляет другим. Самим качеством письма, давно ставшим ее фирменным знаком. Этот фирменный знак, метафорическая густопись (думается, по количеству метафор на квадратную единицу текста она бесспорный чемпион среди современных российских прозаиков) некоторых критиков ли, читателей даже утомляет, а некоторым доставляет рафинированное эстетское удовольствие. Впрочем, так же, как главный герой повествования всю жизнь гонится за прозрачностью камня (категория прозрачности здесь настойчиво выведена за рамки сугубо гранильных свойств в нечто бытийное), Славникова, как представляется, работая со словом, стремится к называнию единственно возможным образом. Метафора у нее не самоцель, но лишь выявление сути (предмета ли, явления — неважно).
|
Библиография |
Стрекоза, увеличенная до размеров собаки
Роман. — М.: Вагриус, 1999. — 494 с. — Женский почерк
Один в зеркале
Роман. — М.: Грант, 2000. — 286 с.
Бессмертный
Роман. — М.: Вагриус 2004. — 270 с.
Один в зеркале; Механика земная и небесная; Конец Монплезира; Тайна непрочитанной записки
Роман, повесть, рассказы. — М.: РИПОЛ классик, 2005. — 477 с. — Библиотека клуба метафизического реализма
2017
Роман. — М.: Вагриус, 2006. — 541 с.
|
Любовь в седьмом вагоне
Малая проза. — М.: АСТ, Астрель, 2008. — 288 с.
Басилевс
Роман, рассказ. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 380 с.
Легкая голова
Роман. — М.: АСТ, Астрель, 2011. — 413 с.
Прыжок в длину
Роман. — М.: АСТ 2018. — 510 с.
|
|
|
 |
 |
О ней пишут
Беседа с Ольгой Славниковой и Виталием Пухановым
Финалист «Большой книги» Ольга Славникова любит поезда
Интервью с Ольгой Славниковой
Заметки о творчестве Ольги Славниковой
Сергей Беляков
Алиса Ганиева
Мария Галина
О рассказе Ольги Славниковой «Басилевс»
Сергей Беляков
Вышел сборник рассказов Ольги Славниковой «Любовь в седьмом вагоне»
Кирилл Решетников (Шиш Брянский)
Интервью с Ольгой Славниковой
Интервью с Ольгой Славниковой
Ольга Славникова. 2017: Роман.
Валентин Лукьянин
Ольга Славникова. Бессмертный: Повесть о настоящем человеке
Евгений Ермолин
Беседа с Ольгой Славниковой о её новой книге, мире горных духов и премии «Дебют»
Ольга Славникова. 2017: Роман.
Елена Елагина
Ольга Славникова. 2017: Роман.
Василий Владимирский
Интервью с Ольгой Славниковой
Тексты на сайте
Дружба Народов— 2000, №1
Октябрь— 2000, №7
О стихах Бориса Рыжего
Новый мир— 2000, №11
О романе Баяна Ширянова «Низший пилотаж»
Октябрь— 2001, №9
Новый Мир— 2001, №3
Новый Мир— 2003, №1
Предисловие к журнальной публикации
Новый мир— №12, 2004
О прозе Афанасия Мамедова
Дружба народов— №6, 2000
|
|