 |
 |
 |
Андрей Левкин
прозаик, редактор
Годы жизни: 19542023
|
Визитная карточка
Когда ручной попугай шарманщика отказывается доставать клювом свернутые в трубочку предсказания, шарманщик смотрит на него с недоумением, потом – с тревогой, снимает, квелого, с насеста над музыкой, сажает на левую руку – как сокола, дует ему в затылок: перья топорщатся вяло и сероваты на вид: помирает, понимает он, а попугай постепенно тускнеет, внутри него набухает сыпь плотных бугорков, птица пытается их сплюнуть, как дробь, дышит тяжело, дергает перьями, дрожит в горячке: свинцовые шарики тают на языке, запаивая клюв, предсказатель тяжелеет и падает вниз, будто с комода. Смерть господина Раскольникова состоит из пятисот одиннадцати страниц букв и состоялась в 1866 году; всякое из слов, употребленных его смертью, навсегда содержит ее в себе – вот, например, восемь штук: две маленькие коробки с серьгами или с чем-то в этом роде; четыре небольших сафьяновых футляра. Одна цепочка была завернута в газетную бумагу. Еще что-то в газетной бумаге, кажется – орден. То есть совпавшее – с умыслом или так – количество вещей составляет ключ, отпирающий смерть человека: этот набор предметов и является его настоящим именем: он откликается, оборачивается и уходит. Из цикла рассказов "Черный воздух"
|

Биография
Математик по образованию (окончил мехмат МГУ). На рубеже 1980-90-х гг. – один из интеллектуальных и культурных лидеров новой русской литературы Латвии, фактический редактор русского издания журнала "Родник". В середине 90-х политический обозреватель ряда рижских изданий. С весны 1998 г. в Москве, куратор Интернет-проекта Polit.ru, затем отдела политики в "Русском журнале", сайта СМИ.ru. Лауреат Премии Андрея Белого 2001 г. В середине 2010-х гг. вернулся в Латвию. Умер в 2023 году.
|
Прямая речь
В сущности, у меня простое шкловско-гинзбурговское отношение к текстам, в любом случае не предполагающее сериал и, вообще, некоторую составленную историю. Из интервью Владимиру Иткину // "Топос", 26 апреля 2005 г.
|

Предложный падеж
Проза Левкина невероятно тактильна, в этом ее микроскопическая тактика и оптика разом. Она подробна, как нейроны головного мозга на фотографии, как створоженное серое вещество, которым мы думаем, что думаем. [...] Так изобретается новый синтаксис, так язык тянется к своему пределу, начинает бормотать, прорастая, как лезвия травы, своей серединой. И если по-настоящему голодно, то и слюна будет настоящей, и бормотание. Александр Скидан. Косвенные свидетельства // Русский журнал, 26 августа 1999 г. Предчувствие чувства, начало чувства, чудо всякого начала, взгляд, скользнувший, коснувшийся и pассеявшийся. Несостоявшееся состоялось надежнее и прочнее: ни одна капля не упала, чувство не скомпрометировано всегда гpубой pеализацией. Пеpвые недели любви, слишком свежая память о вpемени, когда еще не произошло, когда произошедшее и происходящее еще перепутано с непроизошедшим. Пpаздник неполной воплощенности, еле-явленности вещей, сохpаняющих печать своей до-бытийственности. Чистое касание с жизнью. Счастье - не в обладании, а в касании, в котором и обладание пpедусмотpено и возможность отказа от него. Очень прозpачное воплощение этого ощущения мы обнаpужим в pассказе Андpея Левкина "Август, тpидцать пеpвое" Вячеслав Курицын. Русский литературный постмодернизм. //М.: ОГИ, 2000. - 288 с. Писатель Андрей Левкин […]вдобавок понимает, что шаг в любую сторону есть не побег, но обыкновенный шаг, отделяющий от местности, которая всегда и навсегда опасна и где только усилие речи, отказавшейся от самопотакания, может вести от zero остановки, не сулящей ни спасения, ни безопасности, прямо к "Раю в складчину". Аркадий Драгомощенко. Опасные связи. // Русский журнал, 26 августа 1999 г.
|

Библиография
|
Старинная арифметика
Рассказы и повести. — Рига: Лиесма, 1986. — 207 с.
Тихие происшествия
Рассказы. — СПб.: Филиал «Васильевский остров» объединения «Всесоюзный молодежный книжный центр», 1991. — 58 с.
Междуцарствие
СПб.: Митин журнал; BoreyArt-Center, 1999. — 310 с.
Двойники
Рассказы, повести. СПб.: Borey art center, 2000. — 282 с.
Цыганский роман
СПб.: Амфора, 2000. — 377 с.
|
Голем, русская версия
Роман, рассказы, повесть. — М.: ОЛМА-Пресс, 2002. – 313 с.
Черный воздух
Повести, рассказы. — СПб.: Амфора, 2004. — 367 с.
Счастьеловка
М.: Новое литературное. обозрение, 2007. — 123 с.
Собрание сочинений
В 2 томах. — М.: ОГИ, 2008.
Марпл
Роман. — М.: Новое литературное обозрение, 2010.
|
|
 |
|
|
 |