* к окнам операционной подлетают межгалактические корабли внутри роботы чинят роботов
я смотрю на них думаю: люди должны рождаться на мостах чтобы идти по мостам сразу в две стороны
это единственный способ сбежать от войны-болезни-голода-межгалактических кораблей
они читают мои мысли и улетают
* роботы чинят ермака
* мама считает: начинать войны насиловать убивать — не про русских роботов ещё она утверждает — русские умеют лучше всех воевать
лучше всех воевать/убивать — не про тех кто жалеет — звякает проезжающий мимо велосипед
мама становится белой вавилонской башней — молчит на всех языках но думает — на русском
по-прежнему
* русские роботы чинят ермака
* говорят он был потомком сибирского хана говорят он был грабителем-казаком-разбойником-насильником говорят приказал не убивать не насиловать говорят люди встречали его радостно/присягали радостно говорят это была религиозная война христиан и христиан говорят его плечи не проходили в дверной проем говорят — типично русская борода с дона говорят раскос и плосколиц говорят он был роботом/рабом с другой планеты
как все русские национальные герои
* русские роботы чинят/чистят ермака
* вот — мы по-том-ки/по- токи ер-ма-ка мы — био- токи ер- ма- ка ко- томки с барахлом мы — пот его что нам? по- томкам ермака река ока река иртыш и тяжесть лат вода и синяя рука и сильная рука что нам? под нами морды лошадей и храп под нами кости лошадей/людей чужих у них глаза как сабли под нами земля-халва/хвала/хула/молва
над нами трын-трава
Биография
Родилась в Воронеже. Окончила Воронежский медицинский институт (1986—1991) и Литературный институт им. А. М. Горького (1997—2002). В 2004 г. защитила докторскую диссертацию по специальности «хирургия». Стихи публиковались в журналах «Вестник Европы», «Воздух», «Волга», «Дружба народов», «Зеркало», «Интерпоэзия», «Лиterraтура», «Новое литературное обозрение», «Новый мир», «Новый берег», «Цирк “Олимп”+TV», TextOnly, «Парадигма», «Артикуляция» и др., ряде антологий и коллективных сборников. Переведены на итальянский, румынский, испанский языки. Участник поэтических фестивалей в России (Москва, Санкт-Петербург, Чебоксары, Тверь, Челябинск), Эстонии, Италии и Сан-Марино. Лауреат премии журнала «Подъем» (2003), литературного конкурса им. М. А. Булгакова (2009), Малой премии «Московский счет» (2018). Автор более 120 научных работ по хирургии и хирургической эндокринологии.
Прямая речь
Потом были фестиваль в Тарту, знакомство с Яном Каплинским. Он и спросил: «А зачем ты рифмуешь? Мне кажется, тебе это совсем не нужно». И словно закодировал — буквально на следующий день (тогда книга только ушла в «Воймегу») ко мне пришли верлибры. В течение этих двух с половиной лет мои верлибры так же радикально трансформировались. Я стала получать невыразимый кайф от жизни, от творчества, от чтения… Сильнейшее впечатление произвели на меня тексты Андрея Сен-Сенькова, Александра Скидана, Аркадия Драгомощенко и многих других, новых для меня.
"Сейчас многие пишут о насилии", да, пожалуй, но лишь немногие находят хирургически точный способ явить его инкорпорированный в том числе искусством (и, шире, культурой) миметический механизм.
Александр Скидан
Есть такие зоны жизни, которыми люди занимаются неохотно, потому что они не контролируются. Речь тут не только о насилии <...>, а о его неосознанности, о разлитом бытовом присутствии во всей метафизике "русского мира". Ирина Котова вынимает эту недоговоренность из воздуха, расколдовывает ее, предъявляет как факт. <...> Ирина создает мощное художественное пространство, в котором читатель различает и голоса "новой драмы", и жалобы пациентов, и личную историю автора.
Елена Фанайлова
Парадокс стихов Ирины Котовой заключается в том, что в мире, вопреки желанию человека создавать и находить для себя комфортные места и маршруты, безопасности не существует. Война идет всегда и везде, а земля, как в детской игре, горит, но нет турника, нет даже дерева, которого можно коснуться и закричать "чур меня". Земля горит неигрушечным огнем и заражает им мир и человека, а человек горит внутри себя, — наверное, эти стихи про пожар внутри нас.
Оксана Васякина
В стихотворениях Котовой война очень часто не названа (изредка встречается отсылка к бомбардировкам в Сирии, к войне на востоке Украины), можно подумать, что часто речь идет о некой абстрактной войне вообще или по крайней мере о трансисторическом движении между войнами, и в итоге всё сливается в единую милитаризированную реальность. Война за войной, война за войной, насилие тянет за собой насилие: так видит Котова «отечественную историю», исторический процесс. Война для Котовой — это история не про героизм, а про разрушенные жизни, физические и ментальные тела людей, которые с трудом поддаются восстановлению. Про трупы. Про военные изнасилования. Можно сказать, что это стихи, утверждающие ценность человеческой жизни, жизни вообще. И они вступают в неравноценную битву с разрушительными идеологиями.
В. Лехциер, А. Щетников, А. Сен-Сеньков, С. Тимофеев, Ст. Бельский, Г.-Д. Зингер, А. Александров, К. Букша, А. Уланов, Л. Йоонас, А. Горбунова, А. Гришаев, Г. Симонов, И. Котова, И. Машинская, Р. Комадей
При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна. Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.