Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая литературная карта России
 
 
Россия

Страны и регионы

Москва

к списку персоналий напечатать
Михаил Гаспаров
Михаил Гаспаров
филолог, переводчик
13 апреля 1935 — 7 ноября 2005

Фото: Новая газета

Биография

Окончил отделение классической филологии филфака МГУ, в 1957-1990 — сотрудник сектора античной литературы ИМЛИ (в 1971-1981 — заведующий сектором). Кандидат филологических наук (1963, тема диссертации «Античная литературная басня»), доктор филологических наук (1979, за книгу «Современный русский стих»). Многие годы руководил сектором классической филологии ИМЛИ, участвовал в работе Московско-Тартуской семиотической школы и математико-филологического кружка академика А. Н. Колмогорова. В последние годы — главный научный сотрудник Института русского языка РАН и Института высших гуманитарных исследований РГГУ, председатель Мандельштамовского общества. Лауреат Государственной премии России (1995), Малой премии Букера (1997; за сборник «Избранные статьи»), премии имени Андрея Белого (1999; за книгу «Записи и выписки»). Главный редактор «Мандельштамовской энциклопедии» и член редколлегии «Литературных памятников», «Вестника древней истории», реферативного журнала «Литературоведение», журналов «Arbor Mundi» («Мировое древо», Москва, РГГУ), «Elementa» (США), «Rossica Romana» (Италия) и мн.др. С 1992 действительный член РАН.

В память о Михаиле Леоновиче Гаспарове Институт высших гуманитарных исследований РГГУ ежегодно проводит Гаспаровские чтения. Тематика секций конференции совпадает с основными направлениями исследований М.Л.Гаспарова (классическая филология, проблемы перевода, русская литература XIX века, русская литература начала XX века, стиховедение).
Предложный падеж

Кроме всех своих конкретных и каторжных работ Михаил Леонович Гаспаров взял на себя огромный общий труд, который можно было бы сравнить с «исправлением имен»: он начал культурную битву с невнятностью, с недомыслием, невнимательностью, с машинальным употреблением слов, чувств, методов, мнений. Михаил Леонович слушал, не пропуская, — и давал понять, что ты говоришь слышимые слова, что безответно такое не пройдет. Это была суровая школа.

Ольга Седакова. «Михаил Леонович Гаспаров» // НЛО, 2005, №73


Программный императив многих текстов М.Л. Гаспарова может быть сформулирован как обуздание, укрощение исследовательского своеволия во имя «самого объекта». И если, например, разговор о консерватизме записного радикала Шкловского, начатый недавно Галином Тихановым, многим может показаться парадоксом, то академика Гаспарова признают консерватором и большинство гуманитариев, и с наибольшей охотой — он сам. Однако при последовательном чтении работ Гаспарова выясняется, что консерватизм этот — очень странный, если не сказать — подозрительный.

Александр Дмитриев, Илья Кукулин, Мария Майофис.
Занимательный М.Л. Гаспаров: академик-еретик // НЛО, 2005, №73


Михаил Гаспаров был явлением, можно сказать, парадоксальным: носителем культуры, сомневающейся в самой себе. Но если подумать, так это и есть необходимая черта всякой культуры, которую условно можно назвать скепсисом. Скепсис — не мировоззрение (в этом качестве он неплодотворен), а как бы обертон культуры, ее сопровождающий. Скепсис Гаспарова шел от многознания, от подлинного знания культуры и ее исторических судеб.

Библиография
Античная литературная басня
М.: Наука, 1971. — 280 с.

Современный русский стих: Метрика и ритмика
М.: Наука, 1974. — 487 с.

Очерк истории русского стиха: Метрика, ритмика, рифма, строфика
М.: Наука, 1984. — 319 с.

Очерк истории европейского стиха
М.: Наука, 1989. — 302 с.

Storia del verso europeo
Padova, 1992. — 380 p.

Учебное пособие для вузов. — М.: Высшая школа, 1993. — 272 с.

Академический авангардизм: природа и культура у позднего Брюсова
М.: РГГУ, 1995. — 39 с.

М.: Новое лит. обозрение, 1995-1998. — 381 с. — Изд. 1-2.

Избранные труды. Том 1. О поэтах
М.: Языки русской культуры, 1997. — 660 с.
Избранные труды. Том 2. О стихах
М.: Языки русской культуры, 1997. — 501 с.

Избранные труды. Том 3. О стихе
Ритмика. Рифма. Строфика. Вероятностная модель стиха. Блок. Пастернак. Маяковский. Стиховеды-стихотворцы[М.: Языки русской культуры, 1997. — 603 с.

М.: РГГУ, 1999. — 297 с.

Записи и выписки
М.: Новое лит. обозрение, 2000. — 416 с.

Статьи о лингвистике стиха
М.: Языки славянской культуры, 2004 — 288 с. — Соавтор Т.В. Скулачева

«Близнец в тучах» Бориса Пастернака
Опыт комментария. — М.: РГГУ, 2005. — 143 c. — Соавтор — К. Поливанов

Ваш М. Г.
Из писем М. Л. Гаспарова. — М.: Новое издательство, 2008. — 450 с.

О нём пишут

Юрий Орлицкий

Уроки писем Михаила Гаспарова
Григорий Дашевский

М. Л. Гаспаров. Занимательная Греция. Рассказы о древнегреческой культуре
Евгений Шкловский

Рецензия на книгу «Экспериментальные переводы»
Юрий Орлицкий

Интервью с М.Гаспаровым

Тексты на сайте

Премия Андрея Белого, 1999



Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2013 Новая литературная карта России

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования



Наш адрес: info@litkarta.ru
Сайт работает на технологии Q-Portal