|
|
|
 |
Сергей Гандлевский
поэт, прозаик
Родился 21 декабря 1952 года
Фото: Алексей Балакин, 2007
|
|
Визитная карточка
|
* * *
Самосуд неожиданной зрелости, Это зрелище средней руки Лишено общепризнанной прелести — Выйти на берег тихой реки, Рефлектируя в рифму. Молчание Речь мою караулит давно. Бархударов, Крючков и компания, Разве это нам свыше дано!
Есть обычай у русской поэзии С отвращением бить зеркала Или прятать кухонное лезвие В ящик письменного стола. Дядя в шляпе, испачканной голубем, Отразился в трофейном трюмо. Не мори меня творческим голодом, Так оно получилось само.
Было вроде кораблика, ялика, Воробья на пустом гамаке. Это облако? Нет, это яблоко. Это азбука в женской руке. Это азбучной нежности навыки, Скрип уключин по дачным прудам. Лижет ссадину, просится на руки — Я тебя никому не отдам!
Стало барщиной, ревностью, мукою, Расплескался по капле мотив. Всухомятку мычу и мяукаю, Пятернями башку обхватив. Для чего мне досталась в наследие Чья-то маска с двусмысленным ртом, Одноактовой жизни трагедия, Диалог резонера с шутом?
Для чего, моя музыка зыбкая, Объясни мне, когда я умру, Ты сидела с недоброй улыбкою На одном бесконечном пиру И морочила сонного отрока, Скатерть праздничную теребя? Это яблоко? Нет, это облако. И пощады не жду от тебя.
1982
|
Биография
Окончил филологический факультет МГУ. Работал школьным учителем, экскурсоводом, рабочим сцены, ночным сторожем; в настоящее время литературный сотрудник журнала «Иностранная литература». В 70-е гг. входил в поэтическую группу «Московское время» (вместе с А.Цветковым, А.Сопровским, Б.Кенжеевым...). Публикуется с конца 80-х. Премия «Малый Букер» (1996) за повесть «Трепанация черепа». Премия «Анти-Букер» (1996) за книгу стихов «Праздник». Премия «Северная Пальмира» (2000) за книгу стихов «Конспект». Премия имени Аполлона Григорьева (2003) за роман «нрзб». Премия «Московский счёт» (2009) за книгу стихов «Опыты в стихах». Премия «Поэт» (2010).
|
Прямая речь
Вызволить собственную речь из литературной неволи — вот задача, которую для себя и по-своему решает заново каждый стоящий поэт. И усилия для решения именно этой задачи и создают подлинное искусство. В процессе приручения беспризорного языка автор тратит творческую энергию, которая сохраняется в культуре очень надолго, если не навсегда. Выдыхается все: устаревает проблематика произведения, тиражируются некогда оригинальные приемы, достоянием начинающих становится виртуозная для своего времени художественная техника, позабываются или до неузнаваемости изменяются значения слов, а вот авторский трепет при обращении языка в свою веру остается и ощущается хорошим читателем как наличие стиля. Когда наша общая речь превращается в «индивидуальное кровное наречие». Безусловность и таинственная простота подобной метаморфозы вызывает оторопь восторга. Мне даже чудится при чтении, что книги талантливых писателей набраны каким-то особенным шрифтом. Из эссе «Волшебная скрипка»
|
Предложный падеж
Тема его та же — молчание, мычание, немота. Утекание влаги — река — один из сквозных образов у Гандлевского. Волга, Москва-река, Яуза (пауза), некая наверное, великая река. Проточный звук, стихийная быстрая речь, принесенная в жертву мучительному, кристаллическому прирастанию строки. Кстати, большие объемы воды у Гандлевского парадоксально сокращены до звука или малого объема: ухает в дамбу метровой волной… держит раковина океан взаперти. До символа вырастает в первую очередь река. Традиционный, в общем-то, иероглиф – недостижимости. Дважды не войти… другой берег. Невозможность поэзии. Классичность Гандлевского в первую очередь совершенно уместна. Он как-то сразу угадал свой род стиховой работы, который я рискну обозначить словосочетанием, звучащим как оксюморон: современная классика. Его стихи не просто набирали такое состояние с течением времени, но имели его с самого начала: так мыслились, так и разрабатывались. Я люблю Сергея Гандлевского. <…> пожалуй, за неизменно возникающую мучительную гримасу нелюбви к себе, неловкости собственного существования, формулу коей дал, впрочем, еще Ходасевич: “Неужели вон тот — это я?” Это не только во всех стихах последних двух десятилетий — это даже в едва ли подконтрольной (как ни крути, из Гандлевского худой имиджмейкер) пластике автора, которую пару раз удавалось мне схватить в объектив (на весьма праздничных литературных вечерах поза Сергея Марковича неизменно принужденная). И еще из Ходасевича: “Мне невозможно быть собой”. Стихи Гандлевского — его “критический сентиментализм”, как он сам характеризовал свой метод, были непредсказуемы. Гандлевский не заполнял своими стихами явный пробел или провал в литературе, но он создал ситуацию, в которой его стихи стали возможны. Сам почувствовал и сам реализовал возникшее ожидание. Регулярный стих, гладкий, как бильярдный шар, казалось, исчерпавший все свои изобразительные возможности, вдруг оказался в руках поэта новым мощным выразительным средством. Стансовая, элегическая, медитативная поэзия Гандлевского создавала и создала новый мейнстрим. Это поэзия хмурого утра, бессолнечная, но дневная. Без прыгающего и дергающегося освещения, без намеренной фрагментарности. Та устойчивая горечь, которая в ней есть, оказалась лекарственной, как хина, и русский стих стал с ней выздоравливать, расправляться со своими болезнями, крепнуть.
|
Библиография |
Рассказ
Книга стихотворений. — М.: Московский рабочий, 1989. — 31 с.
СПб.: Пушкинский фонд, 1995. — 112 с.
СПб.: Пушкинский фонд, 1996. — 118 с.
СПб.: Пушкинский фонд, 1998. — 112 с.
Конспект
Стихотворения. — СПб.: Пушинский фонд, 1999. — 52 с.
Порядок слов
Стихи, повесть, пьеса, эссе. — Екатеринбург: У-Фактория, 2000. — 431 с.
Найти охотника
Стихотворения. Рецензии. Эссе. — СПб.: Пушкинский фонд, 2002. — 218 с.
|
Роман. — М.: Иностранка, НФ «Пушкинская библиотека», 2002. — 184 с.
Странные сближения
Эссе. — СПб.: Пушкинский фонд, 2004. — 67 с.
Опыты в прозе
М.: Захаров, 2007. — 352 с.
Некоторые стихотворения
СПб.: Пушкинский фонд, 2008. — 43 с.
Опыты в стихах
М.: Захаров, 2009. — 160 с.
Бездумное былое
М.: Астрель, Corpus, 2012. — 160 с.
|
|
|
 |
 |
О нём пишут
Рецензия на роман Сергея Гандлевского «<НРЗБ>»
Леонид Костюков
Заметки о трех поэтах
Евгений Шкловский
«Нейтральная территория. Позиция 201» с Сергеем Гандлевским
Интервью с Сергеем Гандлевским
О стихах Сергея Гандлевского
Евгения Изварина
О стихах Сергея Гандлевского
Илья Фаликов
Интервью с Сергеем Гандлевским
Дмитрий Бак
О Сергее Гандлевском
Владимир Губайловский
О книге Сергея Гандлевского "<НРЗБ>"
Владимир Губайловский
Рецензия на книгу Сергея Гандлевского "Порядок слов"
Мария Ремизова
Рецензия на роман Сергея Гандлевского "<НРЗБ>"
Дмитрий Кузьмин
О группе "Московское время"
Михаил Айзенберг
Рецензия на книгу стихов Сергея Гандлевского "Праздник"
Ольга Кузнецова
Даниэль Хензелер
О книге эссе Гандлевского "Поэтическая кухня"
Ольга Юрьева
Виктор Куллэ
О поэзии Сергея Гандлевского
Леонид Костюков
Алексей Цветков
Тексты на сайте
Сергей Гандлевский, Максим Дрёмов, Евгений Никитин, Татьяна Нешумова, Виталий Пуханов, Екатерина Симонова
Воздух, 2021, №42
Воздух, 2021, №41
Сергей Гандлевский, Алексей Цветков, Катя Капович, Александр Бараш, Арсений Ровинский, Лида Юсупова, Павел Гольдин, Лев Оборин
Воздух, 2013, №1-2
Звезда— 2009, №7
Грани.ру— 8 мая 2009 года
Поэтическая кухня— СПб.: Пушкинский фонд, 1998.
О стихах Льва Лосева
Поэтическая кухня— СПб.: Пушкинский фонд, 1998.
Об Александре Сопровском
Поэтическая кухня— СПб.: Пушкинский фонд, 1998
Поэтическая кухня— СПб.: Пушкинский фонд, 1998
Алексей Цветков. Бестиарий. — Екатеринбург: Евдокия, 2004.
Знамя— №3, 2005
Воздух, 2006, №2
Новости
06.04.2008
08.03.2008
|
|