|
|
|
|
Григорий Дашевский
поэт, переводчик
25 февраля 1964 17 декабря 2013
Фото: Игорь Сид, 2002
|
|
Визитная карточка
|
КАРАНТИН
Тот храбрей Сильвестра Сталлоне или его фотокарточки над подушкой, кто в глаза медсестрам серые смотрит без просьб и страха,
а мы ищем в этих зрачках диагноз и не верим, что под крахмальной робой ничего почти что, что там от силы лифчик с трусами.
Тихий час, о мальчики, вас измучил, в тихий час грызете пододеяльник, в тихий час мы тщательней проверяем в окнах решетки.
|
Биография
Окончил МГУ, преподавал в школе, МГУ, с 1993 г. преподаватель латинского языка в Российском государственном гуманитарном университете. Переводит с английского, французского, немецкого языков филологическую, философскую, художественную литературу. Автор ряда публицистических статей. Опубликованы четыре книги стихов. Лауреат Премии имени Ваксмахера (2010) и специальной Премии Андрея Белого (2011) за перевод книги Рене Жирара «Козел отпущения». Шорт-лист Премии Андрея Белого (2000) в поэтической номинации.
|
Прямая речь
Те роли, которые в других искусствах исполняются разными людьми, разнесёнными в пространстве и даже во времени, — например, классический и современный композитор, исполнитель-виртуоз, преподаватель теории музыки, оркестрант, звукорежиссёр и т.д., — в поэте розданы его собственным внутренним инстанциям. Он сам себе и то, и то, и то. То же самое можно сказать и про аспекты самой работы — в других искусствах легче различить ремесло, виртуозность, озарения, артистическое мышление, классические образцы, современность и пр., а в поэзии они слиты в нечто единое и часто расплывчатое. Так, верным аналогом музея, где рядом выставлены классическое и современное искусство, или консерватории, где исполняются и Чайковский, и Кейдж, будет не библиотека, а собственная память поэта. Из-за этой неразличённости разных инстанций в поэте он легче заблуждается на свой счёт, в нём объективно больше самообмана, меньше вменяемости. А любая коллективная работа, любая различённость, распределённость ролей эту вменяемость увеличивает. Отсюда и польза, которую поэт может получить от общения с музыкантами, художниками и пр., от участия в их деятельности, — бо́льшая внутренняя расчленённость, ясность, артикулированность. Лучше знаешь, кто и что внутри у тебя говорит — внутренний куратор или внутренний мистик. Поэт смотрит на процессы в других искусствах как на собственную психодраму. Но как раз поэтому прямой перенос проблематики и практик невозможен — сутью работы поэта остаётся работа над собой, а не взаимодействие с другими участниками процесса — поскольку проблемы у него внутри, участники у него внутри, процесс у него внутри. Из опроса журнала «Воздух»
|
Предложный падеж
Ритм рассекает внутреннее пространство вещи, как рассекают воздух взволнованные движения. Почти каждая строчка существует в своем особом наклонении, отчего стихи становятся объемными. Состав слов сдвинут и переиначен - перетянут на свою сторону - единым ритмическим порывом, меняющим в том числе и состояние словесности. Те словосвисты и словошорохи, из которых созданы стихи Дашевского, могут сложиться (и складываются) в осмысленные фразы, но природа их остается прежней: мыслительной и импульсивной, по сути до-речевой. Стрелы дыхания, бьющие в одну цель. Михаил Айзенберг По силе воздействия стихи Дашевского (проверено на публике) приближаются к чему-то почти биологически настоящему, находящемуся (увы или слава Богу?) по большей части вне ведомства литературы. К удару. К переживанию. Воссоздают его силу, вызывая благодарность знающих людей, у которых не утрачен навык поэтического чтения. Елена Фанайлова
|
Библиография |
Папье-маше
М.: Весть, 1989
Перемена поз
Лейпциг, 1997
|
М.: Клуб “Проект ОГИ”, 2000. — 40 с.
М.: НЛО, 2001. — 88 с.
|
|
|
|
|
О нём пишут
О поэзии Григория Дашевского
Мы определенно знаем только один такой случай — случай Григория Дашевского
Михаил Айзенберг
О русской поэзии 90-х годов
Илья Кукулин
Интервью с Григорием Дашевским
Предисловие к книге Григория Дашевского «Дума Иван-чая»
Елена Фанайлова
Поэзия Григория Дашевского: право на «ничто» и классический сюжет
Татьяна Нешумова
Михаил Айзенберг
Елена Фанайлова
Александр Уланов
Григорий Дашевский. Генрих и Семен
Сергей Завьялов
Тексты на сайте
Рецензия на книгу Марии Степановой «Киреевский»
Коммерсантъ-Weekend— 13.04.2012
О «Чёрном и зелёном» Дмитрия Данилова
Коммерсантъ — Weekend— № 35 (181) от 10.09.2010
Рецензия на книгу Дмитрия Веденяпина «Между шкафом и небом»
Коммерсант-Weekend— 23 октября 2009 г.
Автор в мемуарах Натальи Трауберг
Коммерсантъ Weekend— 12 сентября 2008 года
Всеволод Емелин. «Челобитные». — М.: ОГИ, 2009.
Коммерсантъ / Weekend— 29.05.2009
Умерла Наталья Трауберг
Коммерсантъ— 3 апреля 2009 года
Умер Всеволод Некрасов
Коммерсантъ— 16 мая 2009 года
О поэзии Вениамина Блаженного
Weekend— 27.03.2009
Коммерсантъ Weekend— 17.10.2008
Умер Михаил Генделев
Коммерсантъ— 31.03.2009
О сборнике рассказов Анатолия Наймана
Журнал «Weekend»— 06.03.2009
Григорий Дашевский о «Переписчике» Сергея Круглова
Коммерсантъ «Weekend»— 21.11.2008
Уроки писем Михаила Гаспарова
Комерсантъ «Weekend»— 07.11.2008
Григорий Дашевский о «мире случайных примет» в поэзии Андрея Родионова
«Weekend»— 26 сентября 2008 г.
Дмитрий Александрович Пригов: ретроспектива
Коммерсантъ Weekend— 08.05.2008
Александр Иличевский, Алексей Александров, Ольга Зондберг, Сергей Круглов, Григорий Дашевский, Анастасия Афанасьева
Воздух, 2007, №4
О «Прозе Ивана Сидорова» Марии Степановой
Коомерсантъ Weekend— 29.02.2008
О «Рассеянной массе» Михаила Айзенберга
Коммерсантъ Weekend— 15.02.2008
Новая русская книга— 2001, №2
О новых рубежах, на которые вышла премия Андрея Белого
Коммерсантъ — Weekend— №1 (47), 18.01.2008.
Критическая масса— 2004, №1
Воздух, 2007, №2
|
|