|
|
|
 |
Николай Байтов
поэт, прозаик
Родился 23 мая 1951 года
Фото: Владимир Строчков, 2000
|
|
Визитная карточка
|
Свет сквозь ветки тихо висит. Поздний поезд где-то свистит. Тени тянут белые выи, переплывая ночью Стикс.
Странно спрятан хитрый мой дом, сшитый до щиколоток хитон. — Словно саван некий дощатый, он мне защита, а я – никто.
Я завязан в куст бузины. Блики слиплись в тусклые сны. С листьев льется блеском напрасным бледный и пресный вкус росы.
Кто там в комнату внес дрова? Вспышка спички и звон ведра... В слабых всхлипах дальнего ветра только веранда мне видна.
|
Биография
Окончил Московский институт электронного машиностроения. Во второй половине 80-х редактор-издатель самиздатского альманаха "Эпсилон-салон" (с Александром Барашом). Один из основателей (совместно со Светой Литвак) Клуба литературного перформанса, куратор литературного салона "Премьера". Автор трёх книг стихов и двух сборников прозы. Премия Андрея Белого (2011) в прозаической номинации, стипендия Фонда Иосифа Бродского (2007).
|
Прямая речь
Образы (объекты), которые создаёт ("настоящее") искусство, никуда не "отсылают" и ни на что не "указывают", ибо связь этих объектов с "вне-искусственной" реальностью оказывается более плотной, чем любые "отсылки" и "указания"... Нет, естественно, отдельные образы, будучи статическими знаками чего-то, указывают на это "что-то". Но это ещё не искусство. Искусство возникает там, где знаки приводятся в таинственное движение, составляются в текст, — там, где начинается манипуляция этими знаками. Поэтому искусство акционно и перформативно по своей сути. Его нельзя созерцать (это бессмысленно) — надо в нём участвовать. Из эссе "Истина от Филиппа"
|
Предложный падеж
Николай Байтов, пишущий и прозу, и стихи, менее других склонен "смешивать два эти ремесла". Его поэзия, если не бояться тавтологий, — поэтическая поэзия поэта. Каждое слово и каждый слог здесь подчинены системе — зрения, произношения, мышления. Если стихотворение сюжетно, то его сюжет разворачивается как бы во времени, перпендикулярном обыденному. Иногда читатель вслед за автором входит в фотографию реальности, путешествует внутри мгновения. Иногда роль поэтического времени играют волны рефлексии. Поэтика Байтова складывается из индивидуальных и очень различных поэтик отдельных его стихотворений. Постепенно понимаешь, что сквозной базовый принцип — именно это различие и предельная самовыраженность отдельного текста. Сложно уловить устойчивую интонацию автора, темп говорения — они очень меняются. Мы мало что можем сказать об авторе по его стихам; кроме сакраментального сталинско-булгаковского мастер, почитай, ничего. Первое открытие — да это не лирика. Второе, почти ошеломляющее, — да это и не складывается в эпос. Что же тогда? Попробуем внедриться в простую схему, а потом дополнить ее: если лирик — переживатель реальности и ценен нам цепкой фиксацией вполне общечеловеческих эмоций и реакций; если создатель эпоса — наблюдатель и дорог нам именно острым и несмещенным зрением, то Николай Байтов — преобразователь. Дальние аналоги — проза Набокова или Борхеса. Слишком сдержанно и вымышленно для лирики, слишком искажено для эпоса. Но в понятии искажения есть оттенок дурного произвола; в преобразовании угадывается некая регулярность — если не средств, то целей. Тотальной задачей является (возможно) добыча вещества поэзии из вещества жизни. Николай Байтов — литератор одинокий. Одиноко стоящий. Так было в 80-х, когда он редактировал легендарный самиздатский альманах «Эпсилон-салон», так оно продолжается и сейчас. Одиночество Байтова закономерно — он не только оригинален и ни на кого не похож, что для художника естественно, — он ничем не жертвует ради читателя, не делает в сторону читателя ни одного шага. Читателю лишь предлагается работать вместе, пристально всматриваясь в текст, за которым — темнота и молчание. Позиция вполне безнадежная, и внешний успех Байтову не грозит. Но, вероятно, его ожидает нечто большее. Андрей Урицкий
|
Библиография |
Равновесия разногласий
Стихи. — М., 1990.
М.: АРГО-РИСК, 1995.
Прошлое в умозрениях и документах
М., 1998.
Стихи. — М.: ОГИ, 2001.
Что касается
М.: Новое издательство, 2007. — 92 с.
282 осы
Стихи. — Таганрог: Нюанс, 2010. — 32 с. — (Специальная серия «32 полосы»)
|
Думай, что говоришь
М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2011. — 320 с. — «Уроки русского»
Резоны
М.: АРГО-РИСК, 2011. — 64 с.
Ангел-Вор
Рассказы о церкви. — М.: Эксмо, 2013. — 320 с.
Любовь Муры
Роман. — М.: Новое литературное обозрение, 2013. — 560 с. — «Уроки русского»
|
|
|
 |
 |
О нём пишут
Игорь Гулин
Михаил Айзенберг, Евгения Риц, Фаина Гримберг, Ксения Чарыева, Василий Бородин
Леонид Костюков
Н. Байтов. Что касается. — М.: Новое издательство, 2007. — 92 с.
Данила Давыдов
Дмитрий Кузьмин
Михаил Айзенберг
О стихах Николая Байтова
Александр Бараш
Олег Дарк
Алексей Слаповский. Второе чтение; Николай Байтов. Суд Париса
Александр Касымов
О книге Николая Байтова «Прошлое в умозрениях и документах»
Андрей Урицкий
О стихах Николая Байтова
Леонид Костюков
Тексты на сайте
Воздух, 2014, №4
Стихотворение
Знамя— 2009, №11
Воздух, 2011, №1
Воздух, 2011, №1
Воздух, 2010, №2
с 17 января (больше полугода)
Воздух, 2008, №4
Стихотворение
Н. Байтов. Времена года— М.: ОГИ, 2001.
Об искусстве и религии
Новости
19.03.2009
24.12.2008
|
|