Москва Мурманск Калининград Санкт-Петербург Смоленск Тверь Вологда Ярославль Иваново Курск Рязань Воронеж Нижний Новгород Тамбов Казань Тольятти Пермь Ростов-на-Дону Саратов Нижний Тагил Краснодар Самара Екатеринбург Челябинск Томск Новосибирск Красноярск Новокузнецк Иркутск Владивосток Анадырь Все страны Города России
Новая карта русской литературы
 
 
Россия

Страны и регионы

Москва

к списку персоналий напечатать
Николай Байтов во дворе Культурного центра ''ДОМ'' перед началом вечера Владимира Друка. Москва, 27.05.2000.
Николай Байтов
поэт, прозаик
Родился 23 мая 1951 года

Фото: Владимир Строчков, 2000
Визитная карточка
Свет сквозь ветки тихо висит.
Поздний поезд где-то свистит.
Тени тянут белые выи,
переплывая
ночью Стикс.

Странно спрятан хитрый мой дом,
сшитый до щиколоток хитон. —
Словно саван некий дощатый,
он мне защита,
а я – никто.

Я завязан в куст бузины.
Блики слиплись в тусклые сны.
С листьев льется блеском напрасным
бледный и пресный
вкус росы.

Кто там в комнату внес дрова?
Вспышка спички и звон ведра...
В слабых всхлипах дальнего ветра
только веранда
мне видна.


Биография

Окончил Московский институт электронного машиностроения. Во второй половине 80-х редактор-издатель самиздатского альманаха "Эпсилон-салон" (с Александром Барашом). Один из основателей (совместно со Светой Литвак) Клуба литературного перформанса, куратор литературного салона "Премьера". Автор трёх книг стихов и двух сборников прозы. Премия Андрея Белого (2011) в прозаической номинации, стипендия Фонда Иосифа Бродского (2007).
Прямая речь

Образы (объекты), которые создаёт ("настоящее") искусство, никуда не "отсылают" и ни на что не "указывают", ибо связь этих объектов с "вне-искусственной" реальностью оказывается более плотной, чем любые "отсылки" и "указания"... Нет, естественно, отдельные образы, будучи статическими знаками чего-то, указывают на это "что-то". Но это ещё не искусство. Искусство возникает там, где знаки приводятся в таинственное движение, составляются в текст, — там, где начинается манипуляция этими знаками. Поэтому искусство акционно и перформативно по своей сути. Его нельзя созерцать (это бессмысленно) — надо в нём участвовать.

Из эссе "Истина от Филиппа"
Предложный падеж

Николай Байтов, пишущий и прозу, и стихи, менее других склонен "смешивать два эти ремесла". Его поэзия, если не бояться тавтологий, — поэтическая поэзия поэта. Каждое слово и каждый слог здесь подчинены системе — зрения, произношения, мышления. Если стихотворение сюжетно, то его сюжет разворачивается как бы во времени, перпендикулярном обыденному. Иногда читатель вслед за автором входит в фотографию реальности, путешествует внутри мгновения. Иногда роль поэтического времени играют волны рефлексии.

Поэтика Байтова складывается из индивидуальных и очень различных поэтик отдельных его стихотворений. Постепенно понимаешь, что сквозной базовый принцип — именно это различие и предельная самовыраженность отдельного текста. Сложно уловить устойчивую интонацию автора, темп говорения — они очень меняются. Мы мало что можем сказать об авторе по его стихам; кроме сакраментального сталинско-булгаковского мастер, почитай, ничего. Первое открытие — да это не лирика. Второе, почти ошеломляющее, — да это и не складывается в эпос. Что же тогда? Попробуем внедриться в простую схему, а потом дополнить ее: если лирик — переживатель реальности и ценен нам цепкой фиксацией вполне общечеловеческих эмоций и реакций; если создатель эпоса — наблюдатель и дорог нам именно острым и несмещенным зрением, то Николай Байтов — преобразователь. Дальние аналоги — проза Набокова или Борхеса. Слишком сдержанно и вымышленно для лирики, слишком искажено для эпоса. Но в понятии искажения есть оттенок дурного произвола; в преобразовании угадывается некая регулярность — если не средств, то целей. Тотальной задачей является (возможно) добыча вещества поэзии из вещества жизни.

Леонид Костюков. Существо дела // Знамя, 2001, №10


Николай Байтов — литератор одинокий. Одиноко стоящий. Так было в 80-х, когда он редактировал легендарный самиздатский альманах «Эпсилон-салон», так оно продолжается и сейчас. Одиночество Байтова закономерно — он не только оригинален и ни на кого не похож, что для художника естественно, — он ничем не жертвует ради читателя, не делает в сторону читателя ни одного шага. Читателю лишь предлагается работать вместе, пристально всматриваясь в текст, за которым — темнота и молчание. Позиция вполне безнадежная, и внешний успех Байтову не грозит. Но, вероятно, его ожидает нечто большее.

Андрей Урицкий
Библиография
Равновесия разногласий
Стихи. — М., 1990.

М.: АРГО-РИСК, 1995.

Прошлое в умозрениях и документах
М., 1998.

Стихи. — М.: ОГИ, 2001.

Что касается
М.: Новое издательство, 2007. — 92 с.

282 осы
Стихи. — Таганрог: Нюанс, 2010. — 32 с. — (Специальная серия «32 полосы»)
Думай, что говоришь
М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2011. — 320 с. — «Уроки русского»

Резоны
М.: АРГО-РИСК, 2011. — 64 с.

Ангел-Вор
Рассказы о церкви. — М.: Эксмо, 2013. — 320 с.

Любовь Муры
Роман. — М.: Новое литературное обозрение, 2013. — 560 с. — «Уроки русского»


О нём пишут

Игорь Гулин

Михаил Айзенберг, Евгения Риц, Фаина Гримберг, Ксения Чарыева, Василий Бородин

Леонид Костюков

Н. Байтов. Что касается. — М.: Новое издательство, 2007. — 92 с.
Данила Давыдов

Дмитрий Кузьмин

Тексты на сайте

Воздух, 2014, №4

Стихотворение
Знамя— 2009, №11

Воздух, 2011, №1

Воздух, 2011, №1

Воздух, 2010, №2



Рассылка новостей

Картотека
Медиатека
Фоторепортажи
Досье
Блоги
 
  © 2007—2022 Новая карта русской литературы

При любом использовании материалов сайта гиперссылка на www.litkarta.ru обязательна.
Все права на информацию, находящуюся на сайте, охраняются в соответствии с законодательством РФ.

Яндекс цитирования


Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service