Юрий Арабов
поэт, прозаик, драматург
Годы жизни: 1954—2023

Визитная карточка

Ноябрь

Душа прощается с телом леса.
Пчела, зевнув, отложила мёд
в сотовый телефон.
                            Железо
желает выйти скорей на лёд...
Прощай, мой лес, что сгорел за сутки.
Ты помнишь, как грелся на солнце уж,
когда мы пробовали из сумки
перегоревшие лампы груш?
А император Август,
                        рубивший садовые головы?
А алхимик-солнце, переплавлявшее олово
в драгоценный сплав?.. Но нынче его паяльник
только зря накрапывает,
                              как испорченный умывальник.
В выигрыше, как всегда, манекены.
И телегуру с останкинского Синая
вынес нам завет от Творца вселенной,
что зима будет облачная и сырая.
Потому что Творец подружился со спутником
"Молния-два", а не с тобою, мой милый,
не пришёл, не прикинулся в поле путником,
а только пронёсся в зените мимо...
Но и на том спасибо.
                        Спасибо за коммунальный дом,
за лес, что не сводит концы с концами,
в отличье от тропок, которых ком
дрожит под резиновыми сапогами.
Спасибо за стрелки,
                            переведённые вспять,
за лишний час, что водой окутан.
При продлении жизни даже эти пять
минут превращаются в сутки, а не в минуты.
Спасибо за превращение в пыль всего,
за двери, срывающиеся с петель,
Медведь залезает обратно в лоно,
цветок — в зерно.
                        И зерно возвращается в ветер.


Биография

Окончил сценарное отделение Всесоюзного государственного института кинематографии, заведовал кафедрой кинодраматургии. Автор сценариев к большинству фильмов Александра Сокурова, лауреат Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля за сценарий к фильму «Молох». Писал стихи с 1972 г., публикации с 1987 г. Лауреат премии журнала «Знамя» (1999), Премии Аполлона Григорьева (2003, за роман «Биг Бит»), премии имени Пастернака (2005), премии «Триумф». Один из организаторов московского клуба «Поэзия».


Прямая речь

На сегодняшний день метареализм как школа прекратил свое существование. Но люди, его создавшие, еще живы.

Они понимают, что сеяли на камне, что зерно их умерло.

Но как сказал один проповедник, если зерно умрет, то даст много плодов...



Драматургия как таковая есть серьезное исследование следствий, вытекающих из поступков человека, его мыслей. Потому что мысль – это тоже поступок, что для нас особенно тяжело. Таков категорический императив христианства, совершенно неподвластный нашей хлипкой мускулатуре.
В драматургии все должно быть обусловлено. Если происходит случайность, вы должны объяснить, почему она происходит. Оттого, что тот или иной герой, персонаж, поступил или подумал вот так.



Предложный падеж

Арабов — настоящий поэт эпохи барокко. Про его поэзию казарменные классицисты вполне могут сказать с презрением: disjecta membra poeta — "разрозненные члены поэта". Вай нот? Можно и так… Орфея разодрали на куски по кустам. Вот он и остался в эдаком разодранном состоянии. Но при всей этой "разодранности" — какая страсть и тяга к сюжету, к сюжетности! (Тоже — барочная черта…) Стихи Арабова можно пересказывать.

Никита Елисеев. Легкие люди // Знамя, 2004, №12


Библиография

Автостоп
М.: Советский писатель, 1991. — 78 с.

Простая жизнь
М.: Московский рабочий, 1991. (Под одной обложкой с книгой Н.Искренко «Референдум»)

Ненастоящая сага
Париж: АМГА, 1992.

Механика судеб. Опыт драматургии «действительной жизни»
М.: Парад, 1997. — 240 с.

Воздух
Стихи и поэмы. — М.: Футурум БМ, 2003. — 192 с.

Биг-бит
Роман, повести. — М.: Андреевский флаг, 2003. — 395 с.
Кинематограф и теория восприятия
Учебное пособие по специальности «Драматургия». — М.: ВГИК, 2003. — 104 с.

Солнце
Киносценарии. — СПб.: Сеанс; Амфора, 2006. — 512 с.

Флагелланты
Роман. — М.: Вагриус, 2006. — 320 с.




Юрий Арабов на YOUTUBE







Наш адрес: info@litkarta.ru
Сопровождение — NOC Service