|
|
|
 |
Николай Александров
критик, филолог
Родился 4 февраля 1961 года
Фото: Дмитрий Кузьмин, 2007
|
|
Биография
Окончил филологический факультет МГУ и аспирантуру Института мировой литературы, кандидат филологических наук (1991, диссертация о прозаике Александре Эртеле). С 1986 г. сотрудник Музея Пушкина в Москве, затем заведующий Музеем-квартирой Андрея Белого на Арбате. С 1990 г. литературный обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», затем одновременно ведущий программ телеканала «Культура» «Порядок слов» и «Разночтения», руководил также отделом «Литература» на интернет-портале OpenSpace.Ru. Ведет программу «Книги на Дожде» на телеканале «Дождь», книжные новости «Порядок слов» на «Общественном телевидении России». Преподаёт в Российском государственном гуманитарном университете, доцент кафедры литературной критики.
|
Прямая речь
Критик невольно отравляется актуальностью, буднями литературного процесса. У него сбивается прицел и притупляется чутье от постоянного отслеживания и прочитывания новинок отечественной (и зарубежной, — что, кстати сказать, мало кому удается совмещать) словесности (так что время от времени обращаться к истории литературы — очень даже полезно). Он вынужденно дает завышенные или заниженные оценки, бывает излишне резок или восторжен. Он и должен быть таковым, поскольку не имеет права быть равнодушным. Он посредник между читателем и писателем, даже, если угодно, — шпрейхшталмейстер.
|
Предложный падеж
Критик-универсал, системно работающий в нескольких «средах», Н.Александров наделен точным чувством жанра. Отсюда умение говорить практически с любой аудиторией без игры на понижение. Отсюда же широта стилистического диапазона. «Филологический темперамент», столь очевидный в его «толстожурнальных» статьях о поэзии, никогда не исчезает до конца — он становится фоном, практически незаметным, но для внимательного слушателя (читателя, зрителя) всегда ощутимым. <...> Практически за каждой его характеристикой, за каждой оценкой (несмотря на стремление критика к внешней безоценочности, его «плюсы» и «минусы» вполне очевидны) стоит не проговариваемое, но от того не менее значимое чувство контекста, причем контекста не только литературного, но и шире — общекультурного.
|
Библиография |
Силуэты пушкинской эпохи
М.: Аграф, 1999. — 320 с.
Тет-а-тет
Беседы с европейскими писателями. — М.: Б.С.Г.-Пресс, 2010. — 416 с.
|
С глазу на глаз
Беседы с российскими писателями. — М.: Б.С.Г.-Пресс, 2012. — 376 с.
|
|
|
 |
 |
О нём пишут
Интервью с Николаем Александровым
Тексты на сайте
Лехаим— № 4 (240), апрель 2010
Александр Тимофеевский. Песня скорбных душой. Книга стихотворений. М.: Книжный сад. 1998
Дружба Народов— 1999, №12
О книге Дине Рубиной «Холодная весна в Провансе»
Сайт Дины Рубиной
OpenSpace— 19 ноября 2008 г.
О романе Леонида Зорина «Трезвенник»
Дружба народов— 2001, №5
OpenSpace.ru— 4 апреля 2008 г.
Интервью с Демьяном Кудрявцевым. О романе «Близнецы»
OpenSpace.ru— 15 мая 2008 г.
Интервью с Тимуром Кибировым
OpenSpace.ru— 23 мая 2008 г.
Газета— 25.07.2002
Арион— 2004, №2
Дружба Народов— 2000, №5
Дружба Народов— 2000, №2
|
|